Н. Никитич "Андрюша идет в школу" (
к содержанию книги)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ЗА БУКВАРЕМ
Репка
Прошло четыре дня.
После второй перемены ребята вернулись в класс, и Нина Ивановна объявила:
- Сейчас у нас будет урок русского языка.
Мальчики сидели на своих местах, а учительница стояла, - ждала, когда наступит полная тишина.
Вот уже совсем стихло.
И вдруг Нина Ивановна стала рассказывать:
- «Посадил дед репку...»
Андрюша удивился: сказка?! Её читали ему мама, папа, дедушка, но чаще всех бабушка. Он мог без запинки сказать её всю до самого конца.
На стене возле доски учительница повесила картинку. На ней нарисована жёлтая репка с зелёными листьями.
Рассказывала Нина Ивановна, часто меняя голос: за деда говорила глухим, сильным, а за внучку - тоненьким, звонким. От этого сказка становилась ещё интереснее.
Так, рассказывая, учительница постепенно повесила на стену ещё шесть картинок. Тут были все: дед, бабка, внучка, Жучка, Машка и мышка.
Жучка понравилась Андрюше больше всего; он только на неё и глядел. Чёрная, мохнатая, с жёлтыми круглыми глазами, с красным языком и с хвостом, закрученным кренделем.
- Ребята, подумайте и скажите: почему они всё-таки смогли вытащить репку? - спросила Нина Ивановна.
- Им помогла мышка! - ответил Славик.
- Такая сильная была мышка? - снова задала вопрос учительница.
- Она была волшебная! - горячо сказал Андрюша.
- Нет, не волшебная, а потому что им не хватало совсем немножко силы, чтобы вытащить репку, - объяснил Славик.
- Верно, Славик. У мышки ведь мало силы. Но, чтобы вытащить репку, не хватало её как раз столько, сколько было у мышки. Ну, кто из вас теперь может рассказать эту сказку?
Андрюше очень хотелось. Он высоко поднял руку и даже затряс ею от нетерпения. Неужели Нина Ивановна его не вызовет?
- Я хотела спросить Андрюшу, а теперь не спрошу: он руку не умеет поднимать, - сказала учительница.
И хотя Андрюша сразу же перестал трясти рукой, Нина Ивановна вызвала Витю Ушакова.
Витя рассказал сказку. Хорошо рассказал. Потом началось самое интересное: стали назначать, кто кем будет. Кто хотел быть дедом, - поднимал руку. Кто мышкой, - тоже.
Андрюша всё время поднимал руку. Он хотел быть и дедом, и бабкой, и внучкой. Теперь он поднимал руку по всем правилам, но всякий раз Нина Ивановна выбирала другого ученика.
Вот дошла очередь и до Жучки. Учительница спросила:
- Кто хочет быть Жучкой?
Жучкой Андрюше хотелось быть больше всего Нина Ивановна как будто догадалась об этом.
- Жучкой будет Андрюша, - сказала она и разрешила Андрюше-Жучке побегать по классу и негромко полаять.
Потом учительница подозвала самого маленького ученика, это был Игорёк. Она надела ему на голову жёлтую шапочку с зелёными листьями: он будет репкой.
Игорёк постоял посередине класса, потом сел на пол.
Вышел дед, - его играл Славик. Он тащил, тащил репку и никак не мог вытащить.
- Бабка, а бабка, иди репку тащить! - закричал Славик.
Старая бабка шла еле-еле. Представлял её Лёня Фокин - худенький-худенький мальчик. Он и без того сутулился, а тут согнулся, как коромысло. У Лёни не было переднего зуба, так что бабка получилась ещё и беззубая.
Тянули, тянули вдвоём репку - вытянуть не смогли.
Кликнули внучку.
Внучка прибежала вприпрыжку - она же девчонка. Андрюше не терпелось: скорей бы позвали его! Вот уже внучка кричит и манит пальчиком:
- Сюда, сюда, Жучка!
Андрюша встрепенулся и побежал, стараясь подражать собачонке.
- Тяф! Тяф! Тяф! - лаяла Жучка.
И мальчики смеялись, и учительница была довольна: такая шустрая и бойкая Жучка бегала по классу.
Вот, оказывается, весело бывает не только на физкультуре, но и на уроках русского языка!
* * *
Во время большой перемены Андрюша быстро позавтракал и опять стал Жучкой: лаял, прыгал и фыркал, как весёлый щенок. Вдруг он увидел, что Славик тоже прыгает, как Жучка. Он подбежал к нему и закричал:
- Я Жучка, а не ты!
- На перемене все могут быть Жучками, - объяснил Андрюше большой мальчик, шеф из четвёртого класса.
И Жучек стало чуть ли не пол класса.
Но скоро кончилась весёлая перемена. Сейчас начнётся следующий урок, уже без репки.
На этот раз мальчики пошли не в класс, а в зал. Там ждала их учительница пения.
Они сели на скамейки вокруг большого чёрного рояля.
Учительница начала играть. Она пропела немножко из песни о рыболове, которую учили на прошлом уроке, затем кивком головы дала знак, и все запели вместе - мальчики и учительница.
Каждый в отдельности пел, может быть, и плоховато, а когда все вместе, - получалось совсем хорошо, даже не верилось, что это поёт хор самых младших учеников школы.
Андрюше очень нравилось петь со всеми вместе, и он уже сам не знал, что интереснее: петь или играть в «Репку».
К содержанию книги