Настольная развивающая игра "Ма бемишбецет?" ("Что в ячейке?")

Jul 19, 2016 19:59


Хочу рассказать о замечательной развивающей настольной игре "Ма бемишбецет?" израильской разработки. Игра в Израиле очень популярна и существует уже много лет.

Примерный перевод названия игры "Ма бемишбецет?" это "Что в ячейке?", цель игры - заполнить пустые ячейки поля нужными карточками в соответствии с условиями задач.

Игра настолько удачная, что не так давно вышло ее продолжение "Что еще в ячейке?"

В "Ма бемишбецет?" играли Лея и Рухама очень много, а несколько месяцев назад мы подарили такую игру Тали.



Итак, принцип игры - матричные задачи. Собственно, вся игра сводится к решению задач, активности тут никакой и азарта тоже. Скорее это даже не игра, а игровое пособие для занятий с ребенком.



Кстати, в сети я нашла фотографии предыдущих коробок этой игры: первую



и вторую, у Леи и Рухамы была как раз вот такая коробка:



Игра лежит в большой картонной коробке, занимает много места, тяжеловата.



Откроем коробку. В ней - ячейки с карточками, разборное поле (из 4 частей) и брошюра с правилами и заданиями.



Карточки разделяются на 10 групп по уровням, в коробке удобно их хранить в порядке, чтобы можно было сразу сесть и играть.



В брошюре задания тоже распределены по уровням, по главам. Все очень понятно объяснено



Итак, раскладываем поле и приступаем к игре. Решать задачи с ребенком стоит постепенно, уровни игры усложняются.



1 уровень

Карточки первого уровня - 4 карточки цвета (красный, коричневый, желтый, зеленый), 16 карточек с разными предметами этих цветов (коричневая корова, желтый банан, красная редиска...)



Четыре карточки с цветом - это наша вводная, наше "дано". Разложим их над клеточками



и предложим ребенку разложить карточки с рисунками соответственно цветам.



У Талички это отлично получилось



супер!



В каждом уровне есть два вида заданий: простое (просто разложить карточки), либо решить задачу, это уже сложнее. Вот Рухама раскладывает Тали условие задачи на поле, а Тали не подглядывает!



Обратите внимание, мы не выкладываем карточки с цветом, а только отдельные карточки с предметами. По их расположению на "оси координат" Тали должна сообразить, где какой цвет.



2 уровень

Второй уровень сложнее: здесь уже не одна вводная (цвет - желтый, красный, синий и фиолетовый), а две (цвет и форма:флажки, машинки, бабочка и кукла). Карточки соответствующие



Тут надо играть постепенно. Сначала можно повторить первый уровень, расположить карточки только по одной вводной



или по другой



и только потом их соединять. Сложное задание тоже сложное, надо решить вот такой расклад (ну или аналогичный, в брошюре их много)



3 уровень

Третий уровень еще сложнее, он вводит дополнительное понятие: карточки, которые вообще не подходят к заданию.

В третьем уровне есть 8 карточек цветов и много карточек с двухцветными кружками.



Раскладываем кружки по горизонтали и вертикали - это наши две вводные. Соответственно, часть кружков, цвета которых находятся на одной стороне (черный и красный, зеленый и желтый) - не подойдут к этому заданию.



Ракладываем кружочки по тому же принципу: сначала по простой схеме (2 вводные, разложи кружки), потом даем сложное задание. Какой кружок надо положить в нижнюю левую клеточку?



4 уровень

Четвертый уровень очень похож на третий, только форма фигур не правильная круглая, а "монстрообразная"



Простое задание - тут тоже часть карточек не подойдут.



сложное задание: заполнены выборочные ячейки, надо разложить карточки в остальные, чтобы совпали цвета.



5 уровень

Принцип пятого уровня похож на предыдущие, но тут уже не кружки и не абстрактные фигуры, а домики с разными крышами, дверьми и окошками



Сначала просто разложим домики соответственно двум вводным



Задание сложнее: какой домик должен лечь в левую верхнюю ячейку? А в остальные ячейки?



А вот это задание еще сложнее



6 уровень

Шестой уровень сложный. Надо научиться понимать, что означает схематичное изображение.

8 схематичных карточек вводных: большая девочка, большой мальчик, маленькая девочка, маленький мальчик, большая кровать, детская кроватка, большой стул (я по ошибке вместо него поставила другую карточку), маленький стульчик. И много-много карточек уже не схематичных, а настоящих: гуляющие девочки, лежащий на кровати мальчик...



Начинаем с простого задания, сначала просто ищем вместе с ребенком предметы, соответствующие схеме. Где у нас большой стул? А где маленькая кроватка? Потом можно составить решение простой таблицы. Сначала по простому варианту: отдельно люди, отдельно мебель



Дальше - смешаем людей и мебель. В ход пойдут карточки, где только люди, или только мебель



Ну и сложные задания - по тому же принципу, что и в предыдущих уровнях



7 уровень

Уровень сложности опять повышается. Самое время выучить названия геометрических фигур



а так же осознать, что квадратик может "стоять прямо", а может быть повернутым под 45 градусов - и при этом он продолжает оставаться квадратом.



принцип заданий старый



8 уровень

Тут все еще сложнее - и схематичность, и определение направления движения. Есть 16 (!!) вводных карт, которые разделяются на две группы: наглядные машинки и стрелки.



Машинок есть два вида: большие и маленькие. И едут они в разные стороны: направо, налево, вперед и назад. И то же самое - но в схематичных стрелках



Начинаем с понятных рисунков, определим с малышом, куда едет какая машинка, и заполним соответственно таблицу



Введем второе понятие - стрелки



ребенок должен понять, какая стрелка какому рисунку машинки соответствует



и перейдем к решению заданий со стрелками



9 уровень

Девятый уровень очень интересный! На карточки можно не только смотреть и их раскладывать, но и осязать: речь на этом уровне идет о материалах, из которых изготовлены разные предметы. У нас есть "вводные" карточки: кожа, дерево, стекло, текстиль, металл, кожа



и карточки с предметами, сделанными из этих материалов:



кожа гладенькая на ощупь, дерево пахнет деревом, металл прохладный - все как полагается



Сначала сделаем одну вводную: четыре материала. Здесь ребенок должен найти те предметы, которые сделаны только из одного материала (либо материалов несколько, но один из них доминирует)



потом можно ввести еще два материала и искать предметы "сложносочиненные" - скажем, лампочка сделана из стекла и металла



10 уровень

На десятом уровне надо уметь считать до... десяти :)) Вводных карточек много: цифры от одного до десяти, и четыре вида предметов, изображенных схематично: цветок, колокольчик, линия и ребенок.



Простое задание: разложим карточки в соответствии с предметом (горизонталь) и количеством (вертикаль). На больших числах легко сбиться, надо считать цветы-палочки внимательно!



Сложное задание - по предыдущим схемам.

Игра отличная, очень рекомендуем всем, у кого есть дети от 4 лет и старше.

Ну а пост этот пополнит тег "Семейные вещицы", т.к. это не просто классная игра, а уже воспоминания для моих детей: встреча с игрой сопровождалась восклицаниями "Я помню эту игру!" и это было прекрасно :)

Тали_Эдэн_Ариэль, семейные вещицы, детские фотографии, игры

Previous post Next post
Up