Хочу рассказать о замечательной развивающей настольной игре "Ма бемишбецет?" израильской разработки. Игра в Израиле очень популярна и существует уже много лет.
Примерный перевод названия игры "Ма бемишбецет?" это "Что в ячейке?", цель игры - заполнить пустые ячейки поля нужными карточками в соответствии с условиями задач.
Игра настолько удачная, что не так давно вышло ее продолжение "Что еще в ячейке?"
В "Ма бемишбецет?" играли Лея и Рухама очень много, а несколько месяцев назад мы подарили такую игру Тали.
Итак, принцип игры - матричные задачи. Собственно, вся игра сводится к решению задач, активности тут никакой и азарта тоже. Скорее это даже не игра, а игровое пособие для занятий с ребенком.
Кстати, в сети я нашла фотографии предыдущих коробок этой игры: первую
и вторую, у Леи и Рухамы была как раз вот такая коробка:
Игра лежит в большой картонной коробке, занимает много места, тяжеловата.
Откроем коробку. В ней - ячейки с карточками, разборное поле (из 4 частей) и брошюра с правилами и заданиями.
Карточки разделяются на 10 групп по уровням, в коробке удобно их хранить в порядке, чтобы можно было сразу сесть и играть.
В брошюре задания тоже распределены по уровням, по главам. Все очень понятно объяснено
Итак, раскладываем поле и приступаем к игре. Решать задачи с ребенком стоит постепенно, уровни игры усложняются.
1 уровень
Карточки первого уровня - 4 карточки цвета (красный, коричневый, желтый, зеленый), 16 карточек с разными предметами этих цветов (коричневая корова, желтый банан, красная редиска...)
Четыре карточки с цветом - это наша вводная, наше "дано". Разложим их над клеточками
и предложим ребенку разложить карточки с рисунками соответственно цветам.
У Талички это отлично получилось
супер!
В каждом уровне есть два вида заданий: простое (просто разложить карточки), либо решить задачу, это уже сложнее. Вот Рухама раскладывает Тали условие задачи на поле, а Тали не подглядывает!
Обратите внимание, мы не выкладываем карточки с цветом, а только отдельные карточки с предметами. По их расположению на "оси координат" Тали должна сообразить, где какой цвет.
2 уровень
Второй уровень сложнее: здесь уже не одна вводная (цвет - желтый, красный, синий и фиолетовый), а две (цвет и форма:флажки, машинки, бабочка и кукла). Карточки соответствующие
Тут надо играть постепенно. Сначала можно повторить первый уровень, расположить карточки только по одной вводной
или по другой
и только потом их соединять. Сложное задание тоже сложное, надо решить вот такой расклад (ну или аналогичный, в брошюре их много)
3 уровень
Третий уровень еще сложнее, он вводит дополнительное понятие: карточки, которые вообще не подходят к заданию.
В третьем уровне есть 8 карточек цветов и много карточек с двухцветными кружками.
Раскладываем кружки по горизонтали и вертикали - это наши две вводные. Соответственно, часть кружков, цвета которых находятся на одной стороне (черный и красный, зеленый и желтый) - не подойдут к этому заданию.
Ракладываем кружочки по тому же принципу: сначала по простой схеме (2 вводные, разложи кружки), потом даем сложное задание. Какой кружок надо положить в нижнюю левую клеточку?
4 уровень
Четвертый уровень очень похож на третий, только форма фигур не правильная круглая, а "монстрообразная"
Простое задание - тут тоже часть карточек не подойдут.
сложное задание: заполнены выборочные ячейки, надо разложить карточки в остальные, чтобы совпали цвета.
5 уровень
Принцип пятого уровня похож на предыдущие, но тут уже не кружки и не абстрактные фигуры, а домики с разными крышами, дверьми и окошками
Сначала просто разложим домики соответственно двум вводным
Задание сложнее: какой домик должен лечь в левую верхнюю ячейку? А в остальные ячейки?
А вот это задание еще сложнее
6 уровень
Шестой уровень сложный. Надо научиться понимать, что означает схематичное изображение.
8 схематичных карточек вводных: большая девочка, большой мальчик, маленькая девочка, маленький мальчик, большая кровать, детская кроватка, большой стул (я по ошибке вместо него поставила другую карточку), маленький стульчик. И много-много карточек уже не схематичных, а настоящих: гуляющие девочки, лежащий на кровати мальчик...
Начинаем с простого задания, сначала просто ищем вместе с ребенком предметы, соответствующие схеме. Где у нас большой стул? А где маленькая кроватка? Потом можно составить решение простой таблицы. Сначала по простому варианту: отдельно люди, отдельно мебель
Дальше - смешаем людей и мебель. В ход пойдут карточки, где только люди, или только мебель
Ну и сложные задания - по тому же принципу, что и в предыдущих уровнях
7 уровень
Уровень сложности опять повышается. Самое время выучить названия геометрических фигур
а так же осознать, что квадратик может "стоять прямо", а может быть повернутым под 45 градусов - и при этом он продолжает оставаться квадратом.
принцип заданий старый
8 уровень
Тут все еще сложнее - и схематичность, и определение направления движения. Есть 16 (!!) вводных карт, которые разделяются на две группы: наглядные машинки и стрелки.
Машинок есть два вида: большие и маленькие. И едут они в разные стороны: направо, налево, вперед и назад. И то же самое - но в схематичных стрелках
Начинаем с понятных рисунков, определим с малышом, куда едет какая машинка, и заполним соответственно таблицу
Введем второе понятие - стрелки
ребенок должен понять, какая стрелка какому рисунку машинки соответствует
и перейдем к решению заданий со стрелками
9 уровень
Девятый уровень очень интересный! На карточки можно не только смотреть и их раскладывать, но и осязать: речь на этом уровне идет о материалах, из которых изготовлены разные предметы. У нас есть "вводные" карточки: кожа, дерево, стекло, текстиль, металл, кожа
и карточки с предметами, сделанными из этих материалов:
кожа гладенькая на ощупь, дерево пахнет деревом, металл прохладный - все как полагается
Сначала сделаем одну вводную: четыре материала. Здесь ребенок должен найти те предметы, которые сделаны только из одного материала (либо материалов несколько, но один из них доминирует)
потом можно ввести еще два материала и искать предметы "сложносочиненные" - скажем, лампочка сделана из стекла и металла
10 уровень
На десятом уровне надо уметь считать до... десяти :)) Вводных карточек много: цифры от одного до десяти, и четыре вида предметов, изображенных схематично: цветок, колокольчик, линия и ребенок.
Простое задание: разложим карточки в соответствии с предметом (горизонталь) и количеством (вертикаль). На больших числах легко сбиться, надо считать цветы-палочки внимательно!
Сложное задание - по предыдущим схемам.
Игра отличная, очень рекомендуем всем, у кого есть дети от 4 лет и старше.
Ну а пост этот пополнит тег "Семейные вещицы", т.к. это не просто классная игра, а уже воспоминания для моих детей: встреча с игрой сопровождалась восклицаниями "Я помню эту игру!" и это было прекрасно :)