На прошлый день рождения Рухама получила в подарок долгожданную настольную (или, если угодно, напольную) игру "Баусак". Мы очень любим эту игру, это замечательное соревнование на ловкость, точность, изворотливость, стратегию, изобретательность. Играть в нее можно в одиночку, вдвоем, втроем, вчетвером - для нашей семьи подходят любые варианты.
С
сайта "Игровед":
Суть игры в следующем: строить причудливые конструкции из деревянных фигур самой необычной формы, причём фигуры для строительства игроки выбирают не сами, а используют то, что им дают противники. Игрокам придётся строить из очень неподходящего материала, принимать во внимание не только форму фигуры, которую необходимо применить, но и учитывать вес и фактуру поверхности: один фигуры более тяжелые и гладкие, другие - легкие и шершавые на ощупь, и будут стоять уже по-другому.
Кто победитель? В «Баусак» побеждает тот, чьё сооружение сможет не рассыпаться до самого конца, а если сооружения не рассыпались у всех игроков - то тот, у кого "здание" выше.
Настольная игра «Баусак» появилась на прилавках магазинов в далеком 1987 году и быстро получила звание одной из лучших игр на ловкость. Её автор - Клаус Цох, основатель компании Zoch Verlag. В течение 20 лет игра переиздавалась несколько раз, а в 2007 году вышло специальное, юбилейное издание.
Игра помещена в большую картонную коробку, занимает прилично места и весит тоже немало - фигуры деревянные, выполнены очень качественно.
Итак, что имеем в игре? Полотняные крепкие мешки с фигурами, мешочек с "бриллиантами", правила игры
Фигур в ассортименте около 70-ти, красные и белые, самой причудливой формы и самых разных размеров.
В игре есть несколько вариантов, можно выбирать любой в зависимости от опыта участников, возраста, ну и настроения, конечно.
Первый вариант игры "Вавилонская башня". Строим одну общую башню, все игроки вместе.
Складываем все фигуры в один мешок, игроки вынимают из мешка по очереди по одной фигуре (не глядя), и пытаются построить из этих фигур нечто:
Рухама вынула устойчивую белую фигурку, Лее попалась фигура уже менее перспективная, а мне вообще бестолковый на первый взгляд белый обруч
Ну и башня у нас получилась!
У нее, конечно, нет никаких шансов устоять. Этот вариант игры очень быстрый и в основе своей имеет случайность
Второй вариант игры "Опрокинь!" гораздо интереснее, продолжительнее и напряженнее. К процессу строительства собственной башни добавляется борьба за каждую фигуру в виде аукциона. Мало того, аукцион бывает разный - в одном случае игроки делают ставки, чтобы получить подходящую фигуру и добавить ее в свою башню, а в другом - наоборот, стараются отказаться от неудобной фигуры и отдать её кому-нибудь другому!
Начинаем игру так: все фигуры выкладываем на середину стола, делим бриллианты поровну между игроками.
Первой ходит Лея, и объявляет аукцион на удобную плоскую фигуру - кто даст больше?
Тот, кто дал больше - тот ее и забирает и начинает с нее строить фундамент своей башни
Таким образом каждый игрок в свою очередь разыгрывает хорошие фигуры - в начале имеет смысл заполучить удобные, плоские фигуры, чтобы построить что-то основательное, куда можно будет пристраивать и достраивать всякие невероятности.
Зато Рухама легких путей не ищет - в аукционе она на удивление всем борется за вроде бы не самые удобные фигуры, и строит из них нечто футуристическое
А вот и второй вид аукциона, поинтереснее. Сейчас Рухама будет всучивать неудобную фигуру кому-то из соперников, который будет обязан поставить ее в башню именно в этот ход - "подкладывает свинью" своим противникам, которым, хочешь - не хочешь, а придется либо расстаться со своими бриллиантами, либо начинать изворачиваться и пристраивать навязанную фигуру в строение. Ну и конечно, рисковать своей башней - ставить шар на круг, и все это балансирует на каком-нибудь шпиле или конусе.
Чтобы избавиться от этой фигуры, иначе говоря, получить право не использовать ее, проводится аукцион. Кто даст больше бриллиантов - тот ее не берет. А у кого средств нет, тот вынужден фигуру принять и использовать ее в башне. Этот кто-то, конечно, в большинстве случаев оказываюсь я.
А вот Лея строит прямо что-то античное
Видны разные подходы к строительству - я осторожно пытаюсь строить нечто устойчивое, Лея тоже консервативна более-менее, а вот Рухама - раззудись, плечо, размахнись, рука - просто Гауди, не меньше. Башня у Рухамы изгибается во все стороны, во всякие малейшие дырочки подсунуты разные тоненькие детальки. Но стоит башня - хотя с каждой следующей деталью, которую водружает Рухама, казалось бы, туда, куда больше ничего не пристроить - все замирают: выстоит? Стоит!
Неужто у нее выстоит это фантастическое строение? Не верится прямо!
Куда бы еще прицепить детальку?
Вот наши "сумасшедшие архитекторы"
Адреналин бьет через край, надо рассчитывать движения очень точно, малейшая неловкость - и все рухнет
На столе в некотором смысле играть удобнее, есть подход к башням с самых разных точек - зато стол менее устойчив, чем пол
Остались самые жуткие фигуры для снайперов. Что нам делать с этими сферами, яйцами, непонятными куполами, елочками и шпилями?
Я тоже стараюсь строить - и из-за того, что по неопытности неправильно рассчитала бриллианты и осталась без средств к существованию довольно быстро, мне подсовывают эти самые неудобные детали
Самый главный снайпер у нас в этой игре - папа, когда уже нет шансов что-то поставить, мы зовем его на консультацию
ему удается пристроить еще один купол - туда, куда, как мне кажется, уже ничего больше не поставить
Вот мое чудо-строение, муж помогал достраивать
А вот Рухамина башня, построенная самостоятельно, без помощи папы
У Лейки сложная конструкция, прямо Александрийский столп в рюмке
Теперь, когда построены все башни, надо замерить - чья выше? Кто победил?
Ну и третий вариант игры "Сумасшедший архитектор" для одного игрока: просто сооружать причудливые строения, стараясь задействовать как можно больше фигур.
Игра отличная! В ней можно придумывать правила бесконечно, и играть по самым разным вариантам. "Баусак" подходит для игроков разного возраста, от самых маленьких, которые будут с удовольствием строить башни из кубиков и тоже "участвовать" в соревновании (а для более старших игроков это дополнительный момент, усложняющий игру: им достанутся те фигуры, которые не использовал младший) и до старших участников - родителей, бабушек и дедушек.
Игра выполнена очень качественно: фигуры изготовлены из натурального дерева, краска сохраняет цвет, все детали приятные на ощупь. Как я писала выше, у них разная поверхность: белые более шероховатые, красные - гладкие. В зависимости от этого детали применяют в разных ситуациях, где-то подойдет красная деталь, а где-то белая.
В правилах игры отсутствуют какие-либо рекомендации строений и иллюстрации. Я вижу в этом большой плюс: игрок видит перед собой только разрозненные детали и начинает строительство с чистого листа, имея только изображения нескольких башен на коробке игры. Не к чему "привязаться" или копировать что-то, приходится придумывать и изобретать. Это, безусловно, усложняет задачу, но с другой стороны - для этого ведь и играем! Зато есть замечательная возможность фотографировать свои творения и со временем собрать целый альбом с фотографиями невероятных зданий, комплексов, башен и построек.
Дерзайте, строители! :)