Во время каникул мы посмотрели несколько замечательных фильмов. Спешу поделиться, на тот случай, если их кто-то еще не видел.
Индийский фильм "Звездочки на земле" нам принесла из школы Лея, его им показывали на школьном мероприятии. Он понравился всему классу, и Лея усадила нас с Рухамой его смотреть. Фильм чудесный, очень добрый, с кучей премий, музыкальный и красочный. Чуть сладковатый местами - но это малый минус по сравнению с большими плюсами этого фильма.
Из Википедии стырила описание :) В роли Ишана Даршил Сафари, в роли учителя Никумба - Аамир Хан, он же и режиссер.
Внутренний мир восьмилетнего Ишана Авасти, наполненный цветом, воздушными змеями, летающими животными и прочими созданиями по-детски буйной фантазии, плохо стыкуется с миром взрослых, требующих от него аккуратности, хорошей учёбы и оценок - всего, чего он при всем желании не может добиться в школе. Он учится на двойки, не может решить самой простой задачи, не может записать банальные простые предложения. Зато он прекрасно рисует - но кому это важно, если он плохо учится?
Но он такой смешной заяц, весь в себе и в своем мире головастиков, цветов, плывущих облаков и космоса
Его наказывают, над ним смеются, грозятся то оставить на второй год, то выгнать из школы. Хуже всего, что дома тоже наказывают, смеются и т.д. Ишана, плачущего и умоляющего о жалости, отправляют в интернат, где за него возьмутся покрепче.
В интернате за него действительно берутся покрепче, ему становится еще хуже, начинается депрессия и Ишан забрасывает рисование. Но неожиданно в интернате появляется временный учитель рисования, Рам Никумб. Он совершенно не похож на других учителей: улыбается, поет и дружит с мальчиками. В педколлективе все поначалу против этого учителя
Никумб распознает у Ишана симптомы дислексии. Замечательная сцена в фильме - когда он проводит урок на тему известных людей, которые были дислектиками. Он рассказывает Ишану секрет: он, Никумб, тоже страдает дислекцией. И учитель начинает заниматься с мальчиком, учит его читать и писать. У него есть для этого навыки: оказывается, параллельно с этим интернатом он работает в коррекционной школе. Очень красиво в фильме показан праздник, в этой сцене участвуют ребятишки с синдромом Дауна, к примеру.
С помощью учителя Ишан выравнивает отметки и начинает конструировать, но так и не рисует. И тогда Никумб организовывает в школе огромный конкурс рисования, где участвуют все-все-все
претендентов на главный приз двое: ученик и учитель. Картина учителя потрясающая - и сцена в фильме, где Ишан видит себя на картине, тоже замечательная
а второй претендент на победу - Ишан
в конце - конец учебного года, хороший табель и радостный мальчик прощается с учителем перед отъездом на каникулы:
И ролик из фильма, заводная музыка
Click to view
Про то, что учитель добрым отношением может изменить жизнь ученика, я могу рассказать непридуманную историю - свою.
Приехав в Израиль в 10 класс, я отучилась десять месяцев в школе с преподаванием на русском языке. Иврит я учила как могла, но это был очень русский и куцый иврит. А мне страсть как захотелось пойти в 11 класс в израильскую школу "Бейт Яаков". Отговаривали меня всем педколлективом: что все предметы шут с ними, а на грамматике иврита я сломаюсь (надо пояснить, что в моей школе был очень высокий уровень грамматики иврита, и экзамен на аттестат по грамматике сдавали именно в 11 классе - то есть я пришла прямо в выпускной класс с ивритом нового репатрианта). Правдами и неправдами, но в школу я попала, и всем пророчествам, что съеду с катушек на уроках иврита, не вняла. И вот 1 сентября была пара грамматики.
Учительница у нас была неулыбчивая, неприветливая, говорила очень быстро, писала на доске еще быстрее, все со скоростью света конспектировали за ней и успевали - ведь все учили к тому времени грамматику уже лет 7-8. Я же не просто не понимала правила, а даже не могла разбить эти правила, которые зачитывала учительница, на отдельные слова. Не знала, попросту говоря, где какое слово начинается, а где кончается - таким терминам, из которых состояли правила, нас в нашей "русской" школе не учили.
После этой пары я пошла в школьный туалет плакать. Вот он, тот ужас, о котором меня предупреждали - все, как и говорили, а назад дороги нет! Ну а дальше было только хуже. Класс выпускной, материал гонят быстро, основываясь на предыдущих учебных годах. Мне репетитор не положен: у меня статус туриста, а не репатрианта, значит, все за свой счет - а своих денег нет.
Начала я потихоньку уходить с занятий или списывать, чтобы учительница хотя бы не ругалась. Она конечно видела все, но зная, что репетитор не положен - ничего не делала, ни плохого, ни хорошего. За первую контрольную я получила свои 50 баллов (из 100), это ниже проходного балла, и я впала в отчаяние. А к концу первого полугодия после еще одной такой же контрольной я перестала открывать учебники вовсе, и уроки грамматики стали для меня ужасом и кошмаром. В табеле стоял прочерк или что-то невнятное, уже не помню.
И вот как-то раз шла я домой после занятий. И по дороге встретила - кого? - свой ужас и кошмар: учительницу по грамматике, которая забыла в тот день проездной и шла той же дорогой домой. Деваться было некуда, я поздоровалась, не убегать же? И мы вместе шли домой 15 минут. За это время она расспросила меня, как я попала в эту школу, как я успеваю по остальным предметам, не трудно ли мне одной в стране. И сказала на прощание, что ни в коем случае нельзя опускать руки. Даже если кажется, что ничего не получится - все равно полгода сидения на уроках и иврит, который как бы входит в одно ухо, а в другое выходит - свое дело делают. И попробовать все же позаниматься в своем темпе, не обращая внимание на класс, экзамены и т.д. Учиться, как могу.
Вроде ничего особенного мне не сказали - но в первый раз за эти полгода со мной просто поговорили, как с человеком. А дальше? Дальше я решила попробовать учиться понемногу, вооружившись мыслью, что вот в меня верят! Не могу же я разочаровать? Через месяц неожиданно нашлась знакомая девочка из класса ниже (из десятого), которая готовилась к большой контрольной по теме "глагол", знаний по которой мне не хватало. И я стала вместе с ней учить ее материал, а самостоятельно нагонять материал 11 класса.
Где-то в апреле я получила 70 за контрольную, и эта оценка была слаще любой крутой пятерки в ленинградской школе. А к концу года я уже засыпала и просыпалась с правилами грамматики на устах, наслаждалась ими и получала большое удовольствие от свободного владения спряжениями-склонениями и т.д. И за выпускной экзамен получила 92. Лето после этого учебного года было самым лучшим моим школьным летом: я не просто сдала грамматику, а полюбила ее, мне открылся язык иврит во всей его красоте и стройности.
Эту историю я вспоминаю часто, и думаю: а вот если бы не пошли мы вместе домой? Наверное, я бы бросила школу просто, не выдержала бы постоянного страха перед невозможностью успевать за классом.
История, конечно, мало похожа на сюжет фильма, т.к. учителя не брали надо мной шефство, хоть и видели, что мне очень сложно учиться, и буквы у меня скачут-переворачиваются не хуже, чем у всякого дислектика. Но вот что иногда значит простое человеческое отношение в течение 15 минут за целый учебный год?