В прошлом посте я рассказала
историю еврейской общины Белз, в основном историю периода до Второй мировой войны. В этой части рассказа я хочу показать район, где живут в Иерусалиме белзские хасиды, и рассказать о грандиозной синагоге Белз.
Нынешний пятый лидер династии Рокеах, рабби Иссахар Дов (II) вот уже 49 лет руководит общиной Белз, возрожденной из пепла Катастрофы. Сегодня хасидский двор Белз насчитывает 9 000 семей, а общее число хасидов составляет около 40 000 человек. Это вторая по величине хасидская община Израиля.
Адмор Иссахар Дов (II) считал своим долгом построить новую большую синагогу в память о той, которую воздвиг в Белзе его предок, рабби Шалом Рокеах. В 1986 году началось строительство синагоги, которое продлилось до 2000 г. Сейчас синагога Белз - одна из самых крупных и грандиозных синагог Иерусалима.
Вокруг нее находится район Кирьят Белз, где живут белзские хасиды (конечно, не только они, есть и просто люди - но они стараются селиться там из-за удобства).
Это совсем небольшой район, центр его - синагога Белз, выстроенная на склоне холма (поэтому у нее входы с разных этажей), а вокруг нее вьются улицы
Улицы называются по именам белзских раввинов: Оэль Иеошуа - в честь адмора Иеошуа Рокеаха, Бинат Иссахар - по названию книги адмора Иссахара Дова Рокеаха, Кдушат Аарон - в честь адмора Аарона Рокеаха, и Довер Шалом - по названию книги адмора Шолома Рокеаха, основателя династии Белз.
На перекрестке есть небольшая площадь
Это площадь Белз в память о еврейской общине города Белза
улица района
Все дома в Кирьят Белз украшены - за неделю до того, как я там гуляла, в хасидском дворе Белз праздновали свадьбу внука адмора, а это очень торжественное событие, на которое съезжаются гости со всего Израиля и из-за границы
много поздравительных растяжек на домах
Ну а мы продолжаем гулять по району. Каждое течение хасидов имеет свои особенные традиции - не какие-то основополагающие, а менее судьбоносные: детали одежды (узор на бекеше, форма штраймла), традиционные напевы, какие-то церемонии.
Поэтому неудивительно, что у них свой магазин одежды.
Живут в таких районах с одной стороны закрыто, а с другой - общинно, полусемейно. В этом есть своя прелесть: жизнь более защищанная, что ли, более упорядоченная. Всегда знаешь, что в случае чего община поможет: если мать приболеет, то семья и без обеда не останется, и дети будут присмотрены. И в более каких-то серьезных жизненных ситуациях тоже всегда найдется решение.
Этот подход виден и в мелочах Вот такую "стенку доброты" я увидела:
ну, что на первом плане - это понятно, это "копилки" для пожертвований разным благотворительным организациям
есть и касса взаимопомощи Белз, общинная "копилка"
а на втором плане - очень милый уголок с вывеской "Холодная вода". В жаркий день прохожего ждут одноразовые стаканы, холодная вода, навес. Красота! А на плакате написан текст благословения на воду, и что надо сказать после того, как ее выпил
Еще один интересный момент, который присутствует только в ультраортодоксальных районах. Видите этот металлический каркас против окон второго этажа?
Это каркас для выносной разборной сукки (шалаша), который собирают к празднику Суккот. Открытого балкона у людей нет, либо он маленький, со второго этажа в шалаш на тротуаре бегать далеко, и люди воздвигли вот такую конструкцию. Перед праздником они строят себе сукку "не отходя от кассы": настилают деревянные щиты в качестве пола, ставят стенки, крышу из схаха (пальмовых ветвей или циновки) - и вуаля!
Ну а мы приближаемся к синагоге, и еще не дойдя до ее входа, видим вот такой интересный небольшой дом, увитый зеленью
Это дом адмора, хасидского ребе. Адмор - предводитель своих хасидов, руководитель, лидер общины, и почет ему воздается соответственный!
Дом его вплотную примыкает к комплексу синагоги. Синагога огромная! Кстати, когда едешь по Иерусалиму, она очень впечатляет: возвышается над окружающими зданиями
И по архитектурным формам напоминает синагогу, которая была в Белзе
вот, напомню, историческая синагога в украинском Белзе
Про металлические конструкции я расскажу в конце поста, а сейчас осмотрим здание. Ажурные ворота:
Всемирный центр Торы и хасидута Белз
отдельный вход для женщин: в ортодоксальном обществе мужчины и женщины не "смешиваются" ни на молитве, ни на каких мероприятиях. Везде есть разные залы, мужской и женский
табличка о том, что по синагоге можно заказать экскурсию. Очень, кстати, рекомендую! Расскажут на иврите, на идиш, на английском - и очень интересно!
Синагога с торца, в здание есть разные входы:
У входа нас встречает общинный экскурсовод Иехезкель Фридман и ведет на женскую галерею синагоги, где начинает рассказывать об истории хасидута и самом здании. Переводит его Инна Чернявская
Итак, синагога строилась 15 лет - кстати, так же, как и исконная синагога в Белзе. И так же, как на ту синагогу, деньги на нее собирали всем миром. На строительство синагоги жертвовали все члены общины Белз без исключения. Это не было одномоментно, собирали деньги в течение многих лет. Постройка синагоги обошлась общине в сумму около 100 млн долларов.
Располагается комплекс в 14-этажном здании. Входов в здание несколько, т.к. оно построено на склоне горы. Пять нижних этажей в основном предназначены для повседневного использовалия, с шестого этажа и выше - для мероприятий в субботы и праздники. Общая площадь помещений - 55 тысяч квадратных метров.
Вестибюль синагоги на 6 этаже:
у каждых дверей есть памятная табличка о жертвователях
Общий вид холла
и лестница на восьмой этаж, куда также можно подняться и на лифте
В холле висит "карта мест" - план сидячих мест в молельном зале. Общее количество сидячих мест в субботних залах рассчитано на 7 000 человек, и еще 3 000 человек могут поместиться во время молитв и собраний стоя.
Итак, мы поднимаемся на восьмой этаж и располагаемся на женской галерее. Там пройдет "сидячая" часть экскурсии, когда Иехезкель будет рассказывать "теорию". В женской галерее традиционно только ряды стульев
Помните план мест в холле? Как в любом плане, в нем необходима система координат, чтобы можно было ориентироваться. И соответственно на стульях прикреплены таблички: вот, к примеру, "западная часть, второй ряд"
Кроме этого, все места в мужском и женском залах именные, то есть выкупленные (владелец платит определенную сумму за право сидеть на своем постоянном месте во время молитв в течение года). Вот эти стулья на женской галерее принадлежат Голде Бине Фрид и Ривке Цирл Ротнер
В синагоге великолепная акустика, и в каждом уголке каждого из залов слышен голос хазана - того, кто ведет молитву. Молитва идет без микрофона, но вся конструкция зала работает на усиление акустики, все продумано и учтено.
Итак, трансляции из мужского зала нет, можно сверху смотреть и слушать сквозь решетку. Зачем решетка? По традиции в синагогах мужчины и женщины молятся отдельно. И чтобы мужчины не отвлекались на женщин, обычно разделяют эти помещения занавеской или перегородкой. Во время молитвы нехорошо глазеть по сторонам, тем более в сторону женской части.
Сверху открывается отличный вид на мужской молельный зал, огромный и торжественный!
Куда мы и спускаемся вслед за экскурсоводом. Резная деревянная мезуза на дверях зала
Итак, что мы видим: арон кодеш (место для хранения свитков Торы), скамьи для мужчин, посередине возвышение - там читают во время молитвы свиток Торы
и вид в другую сторону с того же места. Отсюда хорошо видны верхние этажи, и вот как там распределяются люди:
мужчины располагаются в молельном зале на 4 000 сидячих мест, где мы находимся, для женщин есть несколько залов на 2000 посадочных мест, и самый верхний этаж - для детей, на 1000 мест. Всего 7000 сидячих мест, и еще дополнительно есть 3000 стоячих мест во время больших молитв и большого наплыва народу.
вот ряды стульев - так же именные. Имя молящегося указано на табличках, а на некоторых стульев есть два имени. Все места до единого выкуплены.
Что делать тем, кто хочет купить себе место, а свободных мест уже нет? Есть вот такое решение проблемы: можно купить место "в дополнение" с согласия первого владельца места, и тогда человек сможет сидеть на этом стуле в то время, когда нет основного владельца. Обычно это делают люди, живущие за границей, и большую часть года не находящиеся в Израиле. Это почетные гости, ведь они приехали специально, проделали долгий путь. Их сажают на "их" место, а второй человек временно пересаживается.
потолок грандиозный
огромные люстры
Для синагоги был изготовлен из бразильского орехового дерева самый большой арон кодеш в мире. Его высота составляет 12 м, масса 23 тонны.
Рассмотрим арон кодеш. Рядом с ним огромные канделябры на 4 свечи каждый.
лесенка к дверям хранилища свитков
резьба
массивные колонны
Пол на том месте, где стоит хазан (человек, который ведет молитву), немного опущен.
Это сделано согласно стиху Псалмов "Из глубин воззвал я к Тебе". На фото - наш экскурсовод Иехезкель Фридман
Рядом с арон кодешем стоит главная реликвия общины - старый стул и стендер (пюпитр), принадлежавшие предыдущему адмору, лидеру общины.
По периметру зала располагаются книжные шкафы, наполненные святыми книгами. В комплексе есть библиотека к услугам прихожан, количество ее томов - более 70 000.
книги по разным этажам развозят вот на таких тележках
Ну а теперь статистика по синагоге. Итак, 14 этажей - что же на них на всех происходит?
1 этаж - ремонтные мастерские.
2 этаж - организационные и хозяйственные службы. Единственное в Израиле микве (ритуальный бассейн) для мужчин-инвалидов. Женские микваот находятся не в этом здании, а в соседнем.
3 этаж - 6 небольших залов торжеств для не очень масштабных торжеств: празднования обрезания, бар мицв, помолвок. Там же находится пекарня, где члены общины выпекают мацу к праздницу Песах. Там же - управление отделом кашрута Белз (у этой общины есть свое управление кошерности и свой "эхшер" - знак кашрута).
4 этаж - 8 учебных залов для колелей (религиозное учебное заведение для женатых мужчин). 2 больших зала торжеств для свадеб, которые бесплатно предоставляют свои услуги для членов общины, с самоучастием в 40 шекелей за порцию на банкете (это ничтожно мало относительно стоимости банкетной порции на израильском рынке).
5 этаж - 10 синагог ("штиблах"), девять из них на 100 посадочных мест, одна на 500 мест. 24 часа в сутки там идет молитва, т.к. каждые 5 минут начинается новый миньян (новые 10 человек приходят и начинают молитву). Там же располагается основные бассейны для ритуального омовения, четыре микве для мужчин на 350 мест. В "бассейном" комплексе 48 душевых кабинок, и в бельевом хранилище к услугам прихожан есть 30 000 полотенец в запасе.
Утро прихожан начинается с окунания в микве и молитвы в одном из штиблахов. Рядом с молельными залами есть буфет, который готовит по утрам более 10 000 чашек кофе для молящихся.
На нижних этажах также располагаются гостиницы для тех, кто приезжает в общину на еврейские праздники или торжества. Гостиница на 1000 мест, и предоставляет ночлег и питание членам общины бесплатно.
6 этаж - вестибюль и вход в мужской молельный зал.
7-14 этажи - это верхние залы и галереи, где размещаются члены общины во время молитвы в субботы и праздники, те самые 7 000 посадочных мест, о которых я говорила выше.
Весь комплекс обслуживается членами Бельзской общины, они не приглашают сторонних работников. Обслуживание синагоги обходится общине в примерную сумму 15 млн шекелей в год.
* * *
Ну а теперь о металлической конструкции, которая стоит перед главным входом в синагогу.
Община Белзских хасидов огромна, и все они хотят участвовать в мероприятиях и торжествах. Например, свадьба внука Ребе, которая прошла недавно в Иерусалиме - это торжественное событие для каждого хасида! И каждый из них относится к нему как к празднику, готовится и радуется, ну и конечно, участвует в нем. В день торжества собирается столько народу, что обычно перекрывают улицы, останавливают движение транспорта в районе. Где же разместить столько народу, ведь ни один банкетный зал не сможет предоставить столько места - десятки тысяч человек?
Для этого и предназначена металлическая конструкция во дворе, которую закрывают брезентом - и получается огромный павильон
В нем устанавливают этажные скамьи амфитеатром, украшают праздничными плакатами
есть огромный экран, на который транслируется происходящее на почетных местах
Выглядит все это великолепие вот так:
Огромный хор хасидов во время свадебного застолья поет традиционные песни
В заключение хочу поставить в пост ролик с новостного сайта "Кикар шабат". Те, кто понимают иврит, послушают рассказ о свадьбе внука Ребе. Но и без иврита там занятные кадры, демонстрирующие всю мощь этого многолюдного события.
Click to view
Одна из фраз, звучащих в этом ролике, очень хороша: эти многолюдные торжества - это не демонстрация силы, это демонстрация вечности. Хасидский двор, который стерли с лица земли, уничтожили физически практически полностью, возродился и расцвел заново. И продолжает вести тот образ жизни, который считает правильным, построив грандиозную общину и систему функционирования, несмотря на внешние факторы.