Недавно я получила чудесный подарок из Казани, который хочу показать: альбом-каталог издания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан "Вдохновленный Тукаем... Файзрахман Аминов. Графика. Живопись".
Когда Света сказала мне, что издадут этот каталог, и - какое счастье! - она мне сможет его прислать, моему восторгу не было предела! Аминова я очень люблю, а вот книг с его иллюстрациями у меня совсем немного, и альбома его нет (правда, я сомневаюсь, что он есть вообще). Вообще Аминов - это поиски по интернету букинистических книг и открыток, и счастье встречи с его картинами в таких местах, как Яна Кырлай, куда приехал один раз и едва ли приедешь вторично...
Аминов для меня - это невероятный восторг от сочетания арабской каллиграфии, мотивом миниатюр и российских пейзажей, которые у него удивительно тихие и лиричные. Его буйство и глубина красок (на оригиналах, которые как небо и земля отличаются от иллюстраций в книгах) - нечто потрясающее. Его лес и небо хочется потрогать: голубой - пронзительно бесконечный, фиолетовый - нежно бархатный, а розовый трогательный и скромный, как девичий румянец.
И вот в руках целый альбом Аминова, который я смотрю раз за разом, и не могу наглядеться! Тут и иллюстрации к Тукаю, и пейзажи, и портреты, и статьи и фотографии художника.
Сначала Тукай, т.к. каталог посвящен 125-летию со дня рождения Габдуллы Тукая.
Портрет Тукая (до 1972 г) - этот портрет беззастенчиво тиражирует в виде почтовых открыток казанский музей Тукая, не указывая авторство художника!
Иллюстрации к "Водяной" (1977) - его иллюстрации надо рассматривать вблизи, там множество мелких деталей, его картины как огромная мозаика.
Су буе. Песня. 1971. - мне очень нравится эта картина, аж дух захватывает!
и вдруг резкий переход от восточной мозаичности и буйства красок - к лирике. Слева - Поле, 1937 г, справа - Родина, 1940.
Вообще дороги, мне кажется, отдельная тема у художника. Они у него присутствуют на многих картинах - и не просто "присутствуют", а являются главным персонажем. Извилистая дорога (1937)
Цветы в поле (1935)
"Татарский праздник Сабантуй"- очень известная картина Аминова, это его дипломная работа в Академии художеств в Ленинграде (1950). Ее репродукции в виде открыток издавались большими тиражами.
Очень люблю этих детей - такой тихий солнечный двор, уют и деревенский покой. Дети (1963)
чудесный портрет девушки в красном наряде (1960-е)
а какой старик колоритный справа!
Приведу здесь текст автобиографии художника, которая была напечатана в журнале "Азат хатын", 1972, № 9 - текст скромный и несколько домашний, чуточку в старомодном стиле, без пышных фраз - такой, каким был сам Файзрахман Габдрахманович Аминов.
О себе. Файзрахман Аминов.
Мои родители родились и выросли в сёлах вблизи Казани. Отец мой - Габдрахман был из села Танай. Когда пришло время жениться, он забрал с собой на шахту Кизел девушку Зихнекамал из соседнего села Малые Кайбицы. В 1908 году, когда я родился, наша семья работала в городе Кунгур Пермской губернии. Никогда не забуду, как впервые стал рисовать. Мне, наверное, было всего-то года 3-4. Взял и нарисовал нашего зятя на листе хафти-яка (часть Корана). Отец собрался ругать меня за то, что я «испачкал» священную книгу, но увидев, как похоже изображение зятя на рисунке, призадумался.
Я учился в 8-й татаро-башкирской школе города Перми. Уже в школе меня называли «талант». Каждую весну из моих рисунков организовывали «персональную выставку».
После семилетней школы я пошёл учиться в художественное училище и успешно окончил его. В 1931 году я работал в театре оперы и балета Перми.
После двух лет работы в театре, с помощью известного художника И.И. Бродского, меня устроили на рабочий факультет Ленинградской художественной академии. Затем я должен был работать под руководством Бродского. К сожалению, великий художник умер, когда я учился на втором курсе. Пришлось продолжить учёбу в мастерской художника Р.Р. Френца.
В годы Великой Отечественной войны меня вновь отправили в Пермь, на военный завод. А после войны я продолжил учёбу и в 1948 году успешно окончил Ленинградскую академию. Моя дипломная работа называлась «Татарский праздник Сабантуй». Затем моя дипломная работа экспонировалась на выставках, проведённых в Ленинграде, Будапеште, Москве. Репродукции произведения распространялись многочисленным тиражом.
Картины, созданные на «Шурале» Габдуллы Тукая, являются одними из наиболее вдохновивших меня работами. Я особенно люблю стихи Тукая. Тема, полюбившаяся душе художника, даёт ему неиссякаемый источник энергии. Мои самые успешные работы посвящены Тукаю. В Ташкенте в музее А. Навои хранятся три мои картины - образы поэта. Есть несколько работ и в музеях Казани. Искренние пожелания, выраженные в мой адрес на персональной выставке в Музее изобразительных искусств Татарстана, дали мне новую силу и мощь для творения.
Несколько слов скажу о своей семье. Жена моя - Рабига. Свадьбу играли в Казани. Старший сын Файзулла - студент института имени И. Е. Репина, в котором я учился. Он тоже собирается стать художником. Младший сын Фахим после службы в армии пошёл учиться в институт киноинженеров.
У меня есть не очень много книг и открыток с иллюстрациями Аминова, все их можно посмотреть подробно по тегу
"Ф. Аминов":
Это набор открыток
"Ф. Аминов. К 120-летию со дня рождения Г. Тукая" и книги Габдуллы Тукая:
"Шурале" "Водяная" и
"Ласточка"