Продолжаем читать Л. Воронкову, после "Девочки из города" прочитали "Гуси-лебеди". Очень интересно мне, почему "Девочка из города" девчонкам нравится сразу, а вот с "Гусями-лебедями" сначала мы продирались через текст немного, и только в конце книга не то чтобы понравилась, но они стали сопереживать и обсуждать активно, скажем так.
Сюжет повести очень прост и до боли жизненный и безысходный. Хотя и кончается книга хорошо - у главной героини вроде как намечается подруга.
В селе Зеленые горки живет девочка Аниска. Сильно выделяется она из компании местных ребятишек - во-первых, страдает косоглазием, за что ее обижают и дразнят Косулей все, кто ни попадя, включая домашних. Во-вторых, любит лес, природу - все то, что повседневно и скучно для остальных: как живут муравьи, как журчит вода в ручейке, как живут в лесу птицы и звери. Лес - ее дом, сказала Лея после того, как мы закончили читать. Дома у нее не дома, ее дом в лесу - потому что дом это не там где живешь, а там где тебе хорошо и где тебя слышат и понимают.
А вот дома Аниску никто, кроме отца не слышит и не понимает. И с ребятами тоже ей дружить непросто.
В один прекрасный день в деревню на лето приезжает городская девочка Светлана. И Аниска очень хочет с ней дружить - это первый человек, который понял Аниску.
"... Аниска увидела чужую девочку. Она была в коротком красном платье; аккуратные тоненькие косички с большими бантами лежали на плечах. Лиза кружилась возле неё, щупала её платье, разглядывала пуговки на груди. А Танюшка щебетала, как воробей:
- Ты на всё лето приехала? А с нами водиться будешь? А на реку пойдёшь? А на школьный участок пойдёшь?
Девочка улыбалась. Аниска заметила, что верхние зубы у неё немножко торчат. Но эти два маленьких белых зуба нисколько не портили её улыбки.
- Косуля пришла, - вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.
- Косуля? - спросила чужая девочка. - А почему же Косуля? Косули - ведь это животные такие. Ну, вроде оленей, что ли…
- А она же у нас косая, - объяснила Лиза, - у неё один глаз к носу забегает.
- Глаза по ложке, не видят ни крошки, - сказала румяная Верка и засмеялась.
А Танюшка сквозь смех скорчила рожу и вытаращила глаза, представляя Аниску.
Аниска стояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь. Она никогда не думала, чтобы у человека могло быть такое белое лицо, как у этой чужой девочки, и такие прозрачные нежные голубые глаза.
Эти голубые глаза весело глядели на Аниску:
- А как её зовут? Как тебя зовут, а?
- Аниска, - ответила за сестру Лиза и добавила, понизив голос: - Хоть бы причесалась. Вечно как помело!
- Аниска? Аниса, значит. Надо вежливо называть друг друга.
Чужая девочка подошла к Аниске и взяла её за руку.
- А меня зовут Светлана. Я к бабушке в гости приехала. Марья Михайловна Туманова - это моя бабушка. А это твой братик, да? Ой… какой маленький!..
- Это Николька, - сказала Аниска и покраснела.
Танюшка не вытерпела, дёрнула Светлану за платье:
- Не водись с ней. Она дерётся.
Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.
- Вот и буду драться!
- Словно петухи… - негромко сказала Катя и улыбнулась, как большая на маленьких.
Светлана удивилась:
- А почему драться? Из-за чего?
Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.
- Из-за всего! Она из-за всего дерётся! Крылья у слепня оторвёшь - дерётся! Кошку стали купать в пруду - дерётся! Мальчишки полезут за гнёздами - и с мальчишками и то дерётся!
Все постарались вставить словечко. И Верка, у которой Аниска однажды отняла лягушку и бросила в пруд. И Прошка, которому попало от неё за то, что он подшиб грача. И даже Лиза - Аниска ей житья дома не даёт из-за цветов: не толкни их да не задень их!
Только светлоглазая Катя молча глядела куда-то на далёкие облака. Ленивая у Кати была душа - ни бранить, ни защищать не хотела.
Светлана поглядела на Аниску с любопытством. Но вдруг неожиданно повернулась к девочкам и сказала:
- Ну, а раз ей их жалко?
Скуластое Анискино лицо потемнело от жаркого румянца. Глаза засветились, как вода в калужинах, когда в них заглянет солнце. Светлана заступилась за неё! Она сразу всё поняла и никого не послушала!"
* * *
Вся повесть - это история недолгой, в одно лето, дружбы Светланы и Аниски. Была ли это дружба? То Светлана играла с Аниской, и тогда в ее жизни наступало счастье, то обижала ее. Потом Светлана уехала домой, и у Аниски вообще, кажется, не осталось ни одного близкого человека. В конце последней главы девочка Катя хочет дружить с Аниской - и это некий намек на то, что дальше будет не все уж очень плохо.
На мой взгляд, повесть очень лиричная и глубокая. Столько чувств там поднимается, столько затронуто непростых вопросов, и в то же время такими безыскусными фразами, сильными в своей простоте! В двух словах - это повесть про любовь, про то, какая любовь бывает разная и далеко не всегда волшебно-солнечная, а трудная и горькая подчас.
Кроме стандартной схемы "Светлана плохая - Аниска хорошая" мы еще попробовали посмотреть на ситуацию с другой стороны: а как чувствует себя человек, которого сильно любят - а он ответить не может? Ему ведь тоже некомфортно от ощущения, что он "самый-самый" для кого-то, что все время ему заглядывают в глаза и ходят за ним хвостом. Хорошо, когда есть взаимность... А вот когда ее нет, то больно и плохо обеим сторонам, и нет тут однозначно хорошего и плохого, все в какой-то мере пострадавшие.
Лея: Аниска очень доверчивая и ранимая. И у нее большая проблема: она любит не того, кого надо. Что же делать, когда любишь так, что это этого самой плохо, а перестать не можешь? Это очень трудно. Первым делом сказала бы, что надо пойти к психотерапевту, но в деревне нет психотерапевта...
У Светланы очень зыбкое собственное мнение. Правда, сначала она высказалась в пользу Аниски, что она дерется, чтобы защитить слабых. Но как только вся компания говорит что Аниска чудная - и она за всеми повторяет, что она чудная, чтобы быть как все. А когда она говорит это про "подругу", то это уже не просто изменчивое мнение, а предательство. Аниске бы плюнуть на нее и забыть - но она ее любит и не может.
Рухама: Светлана пользуется Аниской, когда ей выгодно. Аниска за нее полола капусту - и Светлана дружила с ней. А потом, когда с другими ребятами было веселее играть, то убежала с ними и не оглянулась на Аниску.
* * *
Отрывок для цитаты по выбору девочек:
"В сумерки Светлана в самом деле пришла к Аниске на крыльцо. Они вдвоём забавляли Никольку, агукали ему, пели песенки. Потом посадили его на одеяло, а сами играли в «мак». Аниска прыгала неуклюже - то наступала на черту, то попадала в «огонь». Светлана не прощала ей ни одного промаха. Но Аниска не обижалась. Она раскраснелась, крупные зубы её блестели, смех разбирал её от всякого пустяка.
Первая подошла к ним Танюшка. В следующий кон она уже прыгала вместе с ними. Верка бежала мимо. Но увидела «мак», и ноги сами собой привели её к Анискиному двору. Потом подошла Катя и тихонько стала в стороне.
- Давайте снова! - скомандовала Светлана. - Чур, первая!
- Чур, вторая!
- Чур, третья!
- Четвёртая!
Аниска была последняя.
Аниске было всё равно - первой ей быть или последней. Но её приняли в «мак». Она по-прежнему проигрывала и без конца оставалась последней, но зато как было весело! И Николька мирно играл на одеяле, и Лизы не было дома - ушла с бельём на речку… Если бы три дня и три ночи продолжалась эта игра, Аниска ничуть не соскучилась бы!
Но наступил вечер.
Девочки убежали встречать скотину.
Светлану бабушка позвала домой. Вернулась с речки Лиза, пришла мать с работы. Мать взяла Никольку и унесла в избу.
Аниска долго сидела на крыльце. Ей видно было, как опускается солнце в далёкий лиловый лес, как бледнеет розовое облачко, похожее на рыбку, как ложатся мягкие тени на заросшую гусиной травкой улицу… Тихо-тихо становится кругом. Первые звёзды задрожали на бледно-зелёном небе, а берёзка у околицы стала тёмной и неподвижной, будто нарисованная…
Никогда ещё Аниска не видела, чтобы так красиво и так радостно было на земле. Ей даже плакать хотелось оттого, что слишком хорошо человеку жить на свете!.. Вот завтра Аниска будет так работать, что Светлана со своей грядкой окажется впереди всех!
Но это будет завтра. А вот если вытащить для неё мёд из шмелиного гнезда? Но это тоже завтра. Можно бы достать белых купавок с омута, но ведь и это только завтра - ночью же не полезешь! Всё завтра! А вот Аниске хочется сделать что-нибудь сегодня, сейчас! Сейчас же!
«А! Знаю!»
Мать окликнула Аниску ужинать. Аниска не отозвалась. Она бросилась в палисадник и быстро, грубо обломала все цветы со своего любимого сиреневого куста. Завтра утром в окно заглянут изуродованные ветки, в садике покажется скучно и пусто… И мать станет ругаться, наверно…
«Ну, пускай!»
Аниска тихонько выбралась из палисадника и, прижимая к груди охапку влажной сирени, побежала к Тумановым. У Тумановых уже было заперто. Ей открыла бабушка Марья.
Она удивилась, увидев Аниску:
- Ты что?
- Я ничего… - виновато сказала Аниска. - Я только вот… Бабушка Марья, отдай Светлане!
Она положила на стол мокрые встопорщенные сиреневые ветки и скрылась.
- Бабушка… Кто это там? - сонным голосом спросила Светлана из маленькой комнаты за печкой.
- Аниска тебе букет принесла, - ответила бабушка. - Ты погляди какой!
- Только не ставьте ко мне, - сказала Светлана, - а то от него голова заболит. Я завтра посмотрю…"
* * *
И еще. С предыдущей книги начали с детьми вот такую "игру": найти главную строчку. Главную в любом смысле: ту, что больше всего затронула, заставила о чем-то подумать, ту, что объясняет многое в повести...
Вот наша "главная строчка" в повести:
Аниске не хотелось идти в деревню. Она встала у пруда и прислонилась к ветле. Что-то случилось с её сердцем, что-то как будто сломалось в нём. Светлана уехала - вот ещё следы колёс видны на дороге… За что было Аниске так любить её? Но так уж устроен человек - любит и сам не знает за что. И даже когда поймёт, что напрасно, то и тогда всё ещё любит, хотя и не ждёт ничего.