1. Травматическое.
Ходит с "гипсом" на зубах, не кусает, ест протертое и т.д. На физкультуру не ходит - боюсь, а ну как звезданут ей мячиком по зубам-то?
По плану должны были ехать в больницу вчера (в понедельник), но в воскресенье поехали экстренно - ну, чтобы мама не скучала. Вдруг какое-то непонятное кровотечение обнаружилось у Рухамы изо рта, то ли десна рядом с сломанным зубом кровоточит,а то ли и небо тоже повреждено? В общем, решила я, чтобы башку не свинтили, не ждать понедельника, и созвониться с отделением в воскресенье.
В воскресенье нашего доктора в больнице нет, но она ясным текстом говорила - если возникает срочный вопрос в тот день, когда ее нет, то звонить на пост, и нас свяжут. Я позвонила, вызвонили доктора из дома. Велено было приехать.
К моменту нашего приезда в больницу наша ортодонт организовала другого доктора (профессора, кстати), которая уже была в курсе Рухаминой истории, посмотрела ее снимок. То есть никаких "расскажите с самого начала, чего вы тут делаете", а сразу спросила, что случилось вчера, и стала ее смотреть.
Оказалось - поскольку нашу конструкцию в очередной раз обточили, чтобы она не давила на ушибленный зуб, обточили как-то не очень удачно, она давила Рухаме небо и в итоге его травмировала.
Профессор обточила конструкцию еще глубже, пораненное место обработали. Отзвонилась домой лечащему доктору отчитаться о проделанной работе и нас отпустили с миром.
После трех обточек от нашей платы остались рожки да ножки :)
Вот какая она какая сейчас - слева обточено, чтобы зубной ряд опустить, справа обточено, потому что зуб сломан.
а вот какая она была вначале - новенькая плата
Поскольку зуб сломанный еще болит, наша доктор-ортодонт Рухаму очень тщательно обследовала. Осмотрела зуб и соседние, потом простучала и попросила сказать, больно ли. Потом выстукивала зуб и соседние и слушала внимательно, каким звуком отдает сломанный зуб. А потом проверяла его чувствительность на холод - трогала зуб палочкой с жидким азотом. Долго-долго и очень внимательно зубом занималась.
Планы по зубу - в следующее посещение снимаем гипс и идем знакомиться с новым отделением - эндодонтией. Там мы будем теперь наблюдаться у проф. Хелинг (с ней наша доктор консультируется на протяжении всей истории с травмой зуба, пересылала ей снимки и т.д., так что лечение нашего сломанного корня проходит под профессорским эндодонтическим контролем :)))) - вот что значит университетская больница! Эндодонт будет идти параллельно с ортодонтией, не вместо.
2. Ортодонтическое
В понедельник (вчера) мы уже планово, а не экстренно, поехали в больницу ставить лингвальную дугу на нижнюю челюсть. Лингвальная дуга - это несъемная конструкция, она приклеена к задним зубам, а металлическая ее дуга лежит под языком. На задних же зубах дуга держится с помощью клея и больших металлических колец, которые очень плотно насажены на зубы-шестерки. Дугу Рухаме буквально вколачивали в зубы, сидит очень-очень плотно и крепко.
Рухама вчера весь день была мрачнее тучи - она все время "путалась" языком в металлической дуге, она ей мешала кушать, все время она ощущала что-то инородное языком. И вообще ей все надоело, и даже волшебная ручка 7 цветов с "Хелло, Китти", от которой, по идее, должны полечь штабелями все одноклассницы, не очень помогла.
Лингвальная дуга затрудняет и без того экстремальную чистку зубов, но о том, как мы чистим зубы, я напишу ниже. Вообще поскольку конструкция несъемная, то и особого ухода за ней нет, только: не раскачивать дугу языком и следить, что если хватка на задних зубах ослабнет и она начнет двигаться - срочно ехать в больницу ее приклеивать.
А мне - вопрос на повестку дня: выяснить, где же можно, в случае чего, приклеить эту хрень в Екатеринбурге, Казани и Москве? Клей-момент с собой возить?
3. Итак, как мы чистим зубы?
Поскольку к нижним зубам теперь непросто подобраться из-за лингвальной дуги, а верхний зуб сломан, и надо его прочищать тщательно под десной, нам была продана специальная зубная щетка. На одной стороне - обычная зубная щетка, а на второй - вот такая щеточка:
Чистим зубы мы так (чищу Рухаме я, чтобы быть точно уверенной, что пройдены все укромные места - как это делать самому, ума не приложу).
1. Все зубы по 10 движений щеткой от десны к краю зуба, нижняя и верхняя челюсть.
2. Потом внутренние (лингвальные) поверхности зубов.
3. Потом горизонтальные поверхности.
4. Потом массаж щеткой стыка зубов и десен.
5. Потом Рухама ложится - и вот этой щеточкой-кончиком с пастой я прочищаю все карманы десен вокруг зубов сверху, снизу, снаружи и внутри. Лежа удобнее, ей так сильно голову не вывернуть, чтобы мне щеточкой подлезть под верхние зубы.
6. Потом ушными палочками с ваткой на конце обрабатываю стык зубов и десен хлоргекседином (неделю), а потом буду перекисью водорода.
Рухама страшно злится и ругается, очень несчастная - конечно, все это из-за перелома зуба, не было бы этой беды, чистили бы как раньше.
4. Логопедическое
Закончили основные занятия у логопеда. Рухама научилась пить и есть с языком "приклеенным к небу", глотать слюну тоже. Теперь мое дело - быть матерью-ехидной и напоминать все время глотать правильно.
Наверное, пережду немного после всех манипуляций с чисткой зубов, и снова сделаем табличку, так легче следить за всеми правильными глотаниями - где можно будет отмечать, как и где и что глотал. Ну и призы легче выдавать с табличкой :))
Отсканировала на память схему, которую мне нарисовала Рухама. Была я в тот момент занята, а ей надо было мне срочно сообщить, что она смогла правильно глотать с конструкцией во рту! Это было большим достижением, т.к. сначала она училась глотать без конструкции, которая закрывает небо и усложняет размещение языка. Но она знала, что вообще-то потом придется все глотать и с конструкцией - но поначалу никак не получалось. А потом каааак стало получаться: