Лето 2010. Волгоградская и Астраханская области.

Jan 17, 2012 08:15


В прошлом круизном посте ( круиз 2010 года в Астрахань) мы ушли из Волгограда.

Проходим мимо Красноармейского района Волгограда и в конце района - мимо входа в Волго-Донской канал. Слева на снимке - ворота, справа - маяк. На стене маяка надпись: "Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын (1918-1919) - Сталинград (1942-1943)" (мы ее не разглядели, я списала из путеводителя).




Арка шлюза покрупнее. Надпись сверху - "Слава Великому Ленину".



До Ленина тут, кстати, рукой подать. У входа в канал стоит самый большой в мире памятник Ленину. Высота скульптуры - 27 метров, постамента - 30 метров. Скульптурная часть памятника выполнена из монолитного железобетона, а железобетонный постамент облицован гранитными блоками.



памятник покрупнее



Памятник Ленину был открыт 20 апреля 1973 года. Автор памятника - скульптор Е.В. Вучетич. А вот постамент гораздо старше, чем памятник, т.к. до Ленина там стоял памятник Сталину. Он был открыт одновременно с открытием Волго-Донского канала - 27 июля 1952, автором его также был Е.В. Вучетич. Памятник Сталину был выполнен из уникальной самородной меди, добытой по спецзаказу; высота скульптуры составляла 24 метра. (вся информация и фото отсюда и из Википедии) .



Памятник Сталину был снят в 1961 году в процессе десталинизации. Несколько лет спустя Вучетича снова пригласили для работы на Волго-Доне, но уже над Ленинским монументом. Первоначально скульптор предложил всё сделать достаточно скромно - увенчать постамент многометровым бюстом. Заведующая музеем канала Римма Эдельман вспоминала, что Вучетича долго уговаривал лично директор Вартан Чемушкян, который был его хорошим другом, чтобы памятник Ленину был выполнен в полный рост.

Новый, окончательный проект памятника Ленину появился лишь в 1969 году, и через 12 лет постамент перестал пустовать, там установили новый памятник, тот, который и стоит сейчас.

Берег после Волгограда достаточно унылый. А в 60 км от Волгограда после довольно извилистого фарватера теплоход идет вообще монотонно прямо - мимо яра с забавным названием Насоныч. Это абсолютно плоский и голый яр протяженностью почти 10 км.



Насоныч он называется потому, что от однообразного пейзажа судоводителей клонит в сон



но и яр Насоныч когда-то кончается



солнце садится, и заканчивается еще один день нашего путешествия.





Ночью мы пересекли границу Волгоградской и Астраханской областей. Берег совсем плоский - Астраханская область это пустыни и полупустыни, так что гор тут не предвидится





А мы тем временем подошли к очень интересному гидротехническому сооружению - Астраханскому вододелителю. Вот он, еще вдалеке, от берега до берега - общая длина его 1100 м:



Сначала думали о строительстве Нижневолжской ГЭС, но отказались от этой идеи - из-за затопления под водой оказалась бы вся Волго-Ахтубинская пойма. И в 1962 году было принято решение о строительстве вододелителя. Рядом со стройкой был основан поселок Вододелитель, ныне г. Нариманов. В апреле 1963 г. начали строительство.

Главная цель вододелителя - это распределение вод ниже по течению, в дельте Волги, в то время, когда из-за слабого паводка и из-за изъятия воды для орошения в реке мало воды. Чуть выше по течению от вододелителя от Волги отделяется река Бузан, которая была важна из-за нереста ценных (в том числе осетровых) пород рыб. И вот вододелитель перекрывал русло реки, поднимал уровень воды выше плотины, и направлял основную массу воды (60-70%) не по основному руслу Волги, а в восточную часть дельты Бузан, где проходит нерестилище. Западная часть при этом не страдала, т.к. там нерестилищ гораздо меньше.



В 1977 строительство было закончено и вододелитель начал свою работу. Для прохода судов во время работы вододелителя функционирует шлюз, а в то время, когда вододелитель не перекрывает Волгу, проход возможен через два судоходных пролета длиной 110 метров. Каждый из них закрывается огромным металлическим подъемным затвором весом около 1200 тонн. А регуляционная плотина состоит из 33 малых затворов общей длинной 840 метров.





За всё время своего существования вододелитель работал лишь 6 раз: в 1977, 1978, 1982, 1983, 1988 и 1989 годах, при этом общая продолжительность его работы составила 160 дней. Как правило, вододелитель работал в течение 20-30 дней в конце половодья, когда уровень воды начинал снижаться.

Оставляем астраханский вододелитель позади и расходимся с баржей "Дюрсо" из Махачкалы



Автомобильный мост - всего мостов на подходе к Астрахани два, автомобильный и железнодорожный



А впереди - набережная Астрахани. Набережная там очень красивая, мы по ней погуляли. А вот речного вокзала нет совсем, только пристани.





В Астрахани ожидалось празднование дня Военно-морского флота, и по этому поводу там стояли суда Военно-морской каспийской флотилии









А мы поехали на организованную экскурсию в Астраханский кремль. Эта экскурсия была "подарком от фирмы", все ехали бесплатно. Вот и мы соблазнились совершенно зря, время потеряли. Но тем не менее, кое что в Астрахани мы все же увидели, т.к. вовремя догадались от группы отстать, и когда все в Кремле бодро пошли в собор ставить свечки, а потом на рыбный рынок, мы со всеми попрощались и пошли гулять сами. Об этом - в следующем посте.

Все посты с фотографиями из этого путешествия можно посмотреть по тегу круиз_2010

Волгоград, памятники, круиз 2010, лето 2010, флот, Астрахань

Previous post Next post
Up