Лето 2010. Волгоград, Мамаев курган. Ч. 1.

Nov 07, 2011 09:04


Пожалуй, это была самая непростая экскурсия за весь круиз-2010. И писать о ней оказалось сложно. Обычно все описания наших прогулок по городам у меня получаются неизменно позитивными, даже не надо отдельно как-то выписывать, что понравилось, а что нет, что подумалось и что почувствовалось. Все просто и понятно. А тут было все непросто и не так уж понятно.



Казалось бы, чего проще - пошел на экскурсию, проникся рассказом экскурсовода, - а народ с этой экскурсии возвращался на теплоход в полном душевном подъеме, с красными от слез глазами. Интернет полон фото и отчетов с этого места, и все как один, что мне попались - о том, насколько это место оставляет след, и проникает в душу, и меняет мировоззрения и т.д. И даже как-то неловко писать что-то другое. Но что поделать, если у меня получилось действительно по-другому. Я постараюсь показать то, что мы увидели - вместе с тем, что было на этом месте до появления той красоты, которую мы увидели.

Мы не были на организованной экскурсии. Распечатали материалы и пошли по Мамаеву кургану сами. Во-первых, дети мои обычно не успевают идти и слушать в темпе экскурсионной группы, а так мы шли потихоньку и читали наши распечатки. Но главное, почему мы хотели осматривать мемориал сами - а я очень долго не умела четко сформулировать эту мысль, пыталась, помню, пару раз объяснить тем, кто удивлялся, почему нас не было на экскурсии - но мне это не удавалось. Но тут, при сборе материалов для этого поста, наткнулась на удивительно подходящую фразу с официального сайта мемориала: "Посещение памятника-ансамбля оставляет глубокое впечатление, надолго запоминающееся, а участие в организованном мероприятии еще больше влияет на умы и сердца тех, кому оно адресовано". Вот это как раз то, чего нам не хотелось - знакомства с таким местом через "организованное мероприятие с влиянием".

Ведь в мемориальном комплексе многое действительно переворачивает душу. И история самой битвы, и подвиги, и мысль о том, что тут похоронено население считай целого города по нашим меркам - 35 тысяч человек. И мое личное - что вот как эти тысячи тут полегли, так и мой дедушка, который воевал в этих местах, мог отсюда не выйти живым.

Но мешали несколько моментов. Во-первых, мемориал очень лаковый и мемориальный. Ощущение того, что тут лежат 35 тысяч человек, и ходим мы по огромной могиле - нет его, этого ощущения. Есть бетонные дорожки, ступеньки, толпы фотографирующихся, брачующиеся пары, клумбы и сувенирные лотки. А ощущения присутствия смерти - нет. А оно там должно быть непременно, ведь тот подвиг, который мемориал призван увековечить, без этого ощущения лишен опоры. Вот как в Левашовской пустоши, где нет ни бетона, ни огромных статуй, а лишь держащее за горло чувство, что сам стоишь на краю могилы и ждешь выстрела в затылок.

Там не страшно. Ни разу не слышала слов "Не пошел на Мамаев курган, т.к. боюсь, понимаю что надо, но боюсь". Вполне идут, гуляют, фотографируются и т.д. - потому что там не страшно. А опросите знакомых, кто был в Левашовской пустоши, в Освенциме, в Яд Вашеме? Да половина ответит, что уже вот двадцать лет понимает что надо пойти и собирается - да страшно, не может себя пересилить. Потому что там - страшно. А на Мамаевом кургане - не страшно.

Во-вторых, при всем обилии материалов (предоставленных мемориалом, распечатанных самостоятельно и "подслушанных" у шедших мимо экскурсий) о битве, о подвигах, о Победе - куда-то выпадает история строительства мемориала. Не хватает в мемориальном комплексе павильона с историческими фотографиями:

- о том, как бульдозеры разравнивали этот курган, начиненный не только осколками, но и телами, которые никто не считал - как их сосчитаешь, эти 34,5 тысяч человек? Останки тогда меряли ведрами, и вот так ведрами и намеряли 34,5 тысячи человек. И ужас искореженной земли и человеческих жизней причесывали под бетон. Наш с anni_lj друг всю жизнь помнил, как там местное население ухаживало за могилами на кургане, а потом все могилы враз пропали и на их месте сделался мемориал - и с этими воспоминаниями ему трудно было появляться на новом мемориале.

- о том, как в годы строительства мемориала жили граждане Сталинграда - большая часть города еще лежала в руинах, жили в разбитых корпусах машин и самолетов - а вовсю шло строительство мемориала и на него выделялись огромные деньги.

- о том, что когда уже был готов постамент, пришел приказ увеличить статую, чтобы перегнать Америку с ее Статуей Свободы. Привезли статую выше на 16 метров, чем изначально запланированную - в 52 метра высотой. А фундамент-то рассчитан под первый вариант в 36 метров! А у подножия фундамента 3 ярусами расположены братские могилы - их и засыпали грунтом для укрепления фундамента! 150 тысяч тонн грунта легло прямо сверху на могилы, так что солдаты оказались похороненными трижды: в первый раз - когда хоронили в братских могилах, второй - когда перезахоранивали в большой холм, третий - когда "укрепили" грунтом.

А ведь это тоже часть правды, которую обязательно надо знать, будучи на Мамаевом кургане...

В-третьих, он действительно очень сильно влияет на ум и сердце. Не зря ведь в какой отчет ни ткни, в том или ином варианте будет что-то из серии "чувство скорби и величия нашей Победы не притупляются" - талантливые люди строили ведь, не абы кто. И когда мы шли по дорожкам мемориала, разглядывали памятники и читали надписи, то и дело ощущали эту самую Причастность к Величию, Гордость и что там еще. Что уж говорить о тех, кто идет вслед за экскурсоводом и послушно слушает не о том, что могилы засыпали в угоду Величию, а объемы мертвых меряли ведрами, а зимой трупы вмерзали в дорогу и идешь, а под ногами видишь очертания лица, - а что "стены-руины раскрывают перед нами картины жесточайших боев за каждый дом, за каждую развалину. Они хранят в себе дыхание эпохи. Те, кто, выстояв, победил смерть, словно впечатались в бетон, обретая вечную жизнь в памяти людей". Оно, конечно, правда, но без первого - однобокая правда, а вернее, пропаганда, то самое "организованное влияние". И мемориал, как под гипнозом, начинает казаться действительно памятником героям сталинградской битвы, а не памятником стране-победительнице этих героев, которых она трижды умудрилась похоронить.

С сайта о Волгограде:

"В годы Великой Отечественной войны Мамаев курган, господствующий над центральной частью города, являлся важным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта, так как позволял тому, кто контролировал вершину Мамаева кургана, контролировать почти весь город, Заволжье, переправы через Волгу. «Высота 102» - обозначение Мамаева кургана на военно-топографических картах - с тех пор известно всему миру, как арена одних из самых ожесточённых боев второй мировой войны. Но не менее (а по некоторым данным - и более) ожесточённые бои велись и на других участках обороны города - на Лысой горе, в «овраге смерти» (западнее завода «Красный Октябрь»), на «острове Людникова», на «берегу Родимцева»...



Борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы. Склоны Мамаева Кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Мамаев курган и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землей от огня артиллерии, разрывов бомб. Плотность огня здесь была огромной: на каждый квадратный метр Мамаева кургана приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков.



После окончания Битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города, по приблизительным данным там похоронено около 34,5 тысяч человек. Именно тогда это место стало настоящим курганом - местом захоронения. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел - на сгоревшей земле не выросла даже трава. Изрытый воронками, усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде Мамаев курган простоял до 1959 года.

Идея сооружения монумента в память о великом сражении возникла почти сразу после окончания битвы. В сентябре 1944 г. был объявлен конкурс на лучший проект памятника Сталинградской битве. Со всей страны и из-за рубежа стали приходить проекты (изображения проектов взяты мною с сайта музея-заповедника "Сталинградская битва" и из документального фильма "Советская империя. Родина-Мать"):





проект, присленный по полевой почте, прямо из окопов: колонна, которую венчает фигура Главнокомандующего.



он же - на Земном шаре



еще один проект с Главнокомандующим - с аркой, знаменами...







солдат поражает фашиста. Солдат стоит на скале, а враг - на античной колонне



памятник в виде танка, прислан по полевой почте



этот проект прислан французским архитектором Кормье из Касабланки - 200-метровый меч, воткнутый в немецкую каску.



Слева от меча - одно из пяти зданий ансамбля, здания же должны были располагаться в виде пятиконечной звезды.



из окопов пришло предложение поставить город-памятник, заключенный в пирамиду. С этого сайта:

"В ее основании должен лежать узел транспортных путей, выше ГЭС, которая обеспечивает электроэнергией заводы и здания. Внутренняя часть города занята производственно-хозяйственными сооружениями, внешняя часть - жилищно-коммунальными сооружениями. На вершине пирамиды-города в виде земного шара размещался аэропорт. Из земного шара поднят мощной рукой вертикально стоящий меч, вершина которого увенчана пятиконечной звездой. К проекту были приложены стихи автора, который представлял Сталинград будущего таким: «Красив, умен, не тесен. В мире всем он так прелестен». И, действительно, такое необычное прилагательное для города, как умный, предполагало много промышленных объектов, научных лабораторий и научно-исследовательских центров. Меч, поднятый над городом, - символ конца всем войнам, это должен быть город мира, радости и труда, защищенный от непогоды и всяких невзгод. В нашем великом городе не должны после войны дуть даже маленькие ветерки, идти дожди, должна быть идеальная погода, должны цвести цветы, петь птицы. В пирамиде поселятся сталинградцы, а в двух арках в основании памятника будет протекать Волга"



еще одна пирамида - на этот раз от советского архитектора Андрея Константиновича Бурова, высотой 150 м, сторона основания в 236 м.





кстати, еще до объявления конкурса на памятник Буров выполнил по своей инициативе проект музея обороны Сталинграда "Храм славы"



и еще один проект, присланный по полевой почте - снова с земным шаром:



Был и проект сохранения разрушенного, мёртвого Сталинграда в виде огромного памятника Битве. Но мёртвый город не может быть памятником Великой Победе. Высказывались также предложения, что перекопанный траншеями и нашпигованный смертоносным металлом, Мамаев курган мог сам по себе стать памятником, но было принято решение строить большой мемориальный комплекс. Постановление Совета Министров РСФСР о строительстве памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане вышло в 1958 году. Автором проекта комплекса стал архитектор Евгений Вучетич.



И в 1959 году на Мамаевом кургане началось грандиозное строительство. Вот проект мемориала, который должны были построить на Мамаевом кургане (автор - Вучетич). Скульптура матери, к ногам которой сын-солдат складывает оружие. Но в последний момент Вучетич все изменил - война еще шла, и рано было складывать к ногам оружие.



Проектирование ансамбля было поручено Сталинградпроекту, а строительство - Сталинградгидрострою, который за годы строительства Волжской ГЭС приобрел большой опыт выполнения бетонных работ - а весь мемориал выполнен из железо-бетона.




Фотографии строительства мемориала я взяла с этого сайта:

1950 г. - братские могилы





1960 г. - стройка





1962 г. - уже есть площадка, лестница



Строится Зал Воинской Славы





и Площадь Героев



1963 г. - скульптура на Площади Стоявших насмерть



На проекте монумента видны три террасы внизу кургана - это братские могилы (этот и следующие три снимка - кадры из документального фильма "Советская империя. Родина-Мать")



сами могилы





Как я уже писала выше, был отдан приказ подрастить Родину-мать на 16 метров, соответственно, рассчитанный фундамент не годился. И спешно насыпали для укрепления фундамента 150 тысяч тонн грунта поверх братских могил.



вот как это выглядит в жизни - серпантином проложены дорожки, по которым поднимаются люди к подножию скульптуры - как раз по захоронениям, которые оказались на восьмиметровой глубине.



Скульптура "Родина-мать зовет!"



поднимают новый меч (первый был заменен из-за колебаний на ветру)



скульптуру для этого заново огородили и одели в леса



Торжественное открытие памятника состоялось 15 октября 1967 года.На митинге, посвящённом открытию памятника-ансамбля, выступил с речью Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев: «Это была победа великого советского народа… Это была победа советского военного искусства. Это была победа высокого боевого духа нашей армии… Весь мир, затаив дыхание, следил за битвой на Волге. В Вашингтоне и Лондоне, в Париже и Белграде, в Берлине и Риме - везде люди чувствовали, понимали: здесь решается исход войны. Это было ясно и нашим врагам, и нашим союзникам… В этой битве не только были перемолоты отборные гитлеровские войска. Здесь выдохся наступательный порыв, был сломлен моральный дух фашизма…».



На церемонии присутствовали министр обороны СССР Маршал Советского Союза А.А. Гречко, Маршалы Советского Союза А.И. Ерёменко, В.И. Чуйков.

Торжественная речь Вучетича по завершении строительства:

«… Сейчас ансамбль завершён. За этим - 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине.

Памятник героям Сталинградской битвы - это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. … Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы.»

Мемориал в 1969 году



В следующем посте пойдем осматривать мемориал.

Все посты с фотографиями из этого путешествия можно посмотреть по тегу круиз_2010

Волгоград, кладбища, круиз 2010, лето 2010

Previous post Next post
Up