Этот пост - про один из двух самых моих любимых питерских музеев (в детстве любимых :). После первого посещения, лет где-то в пять или шесть, я окончательно и бесповоротно решила, что стану палеонтологом и даже стала изучать соответствующую литературу по этой теме :) Была у меня шикарная книжка с картинками про всяких мамонтов и птеродактилей, которую я штудировала взад и вперед.
Итак, Зоологический музей.
Сначала посмотрим на него. Правда, не через объектив моего фотоаппарата, а с помощью буклета, купленного в музее. Снять само здание музея мне тоже очень хотелось, но этому помешало пасмурное небо, накрапывающий дождичек и ноющие дети, которым не терпелось обняться с мамонтом.
Ахтунг! Под катом - фотографии чучел разных зверюшек, а так же разных ископаемых мамонтов не первой свежести. Кто не спрятался - я не виновата! :)
И открытка - с сайта Российской Национальной Библиотеки.
Зоологический музей находится в самом центре Санкт-Петербурга, на Васильевском острове. Если стоять к нему лицом, то по левую руку мы видим Кунсткамеру, по правую, обогнув здание, выйдем к Бирже.
Перепишу какие-нибудь занятные факты о музее из буклетов, которыми мы закупились.
Зоологический музей - старейшее зоологическое собрание страны, его самый ранний экспонат - геррозавр - относится к 1699 году.
Возник музей на базе коллекций Кунсткамеры, основанной в 1714 г. Первоначально это была личная коллекция Петра I , хранившаяся сначала в Москве, а с 1714 года - в Летнем дворце в Санкт-Петербурге. С 1724 года коллекция поступила в ведение Академии Наук, но самостоятельным музеем стала лишь в 1832 году.
Основные коллекции в фонд музея поступали из крупных экспедиций - в Южную и Северную Америку, на север и восток Сибири, в Центральную Азию. В 1895 году музей был признан "центральным в империи учреждением для познания животного царства, преимущественно России". Вскоре ему было предоставлено здание у Дворцового моста, где он находится и сейчас.
В экспозиции музея выставлено более 30 тыс. экземпляров животных со всех районов Земного шара, а общая площадь выставочных залов составляет 6 тыс. кв. м.
В первом зале, куда попадают посетители, поднявшись по лестнице - очень впечатляющая экспозиция. Нас встретили вот такие чучела моржей и тюленей.
Обратите внимание на огромный скелет над моржами-тюленями: это скелет синего кита. Снять его по-человечески было совершенно нереально, поэтому вот только так :( Длина его от носа до хвоста - 27 метров. (фото утащено с сайта музея)
Череп кашалота - экспонируется в 1/15 натуральной величины
Плавник не помню кого. Касатки, что ли?
Дальше мы пошли к рыбам. Их там море, рыб этих, пардон за каламбур. Очень впечатлили огромные скаты и рыбы-пилы (или как там ее правильно склонять?)
Как-то неуютно было на их "изящный" носик смотреть.
В следующем зале находятся витрины. По "центральной аллее" - группы животных в их естественной среде, по бокам - просто витрины с многочисленными чучелами. Мы успели осмотреть только центральные витрины, ну совсем иногда сворачивали в сторону. Чтобы осмотреть все - туда надо прийти не один раз.
Вот такие, витрины, например, как вот эта. Гнездовая колония императорских пингвинов
Или белый аист - на такой пасторальной крыше деревенского дома :) За аистом притаилась наша туристическая группа в полосатых купальниках - Аня и две мои барышни.
Еще были вот такие волки у добычи
Лисица обыкновенная
Бобр
и бурый медведь
заяц-беляк
Олень тут, естественно, на втором плане - в объектив очень старалась попасть Рухама. Как-никак иностранная дуристка! :)
А вот рядом с громадным крокодилом запечатлелись все вместе :)
Композиция львов была очень впечатляющей
Ну и конечно мамонты :) Это отдельная тема экскурсии. Так сказать, гвоздь программы. Трогательную историю заблудившегося в веках мамонтенка, спетую голосом Клары Румяновой, знают все, и мои дети в том числе. А потому увидеть воочию "ТОГО САМОГО МАМОНТЕНКА!!!!" Диму - на которого еще я ходила смотреть 20 лет назад - мы жаждали еще с самого Израиля.
В начале экспозиции выставлен череп мамонта, найденный на берегу реки Берелех, правого притока реки Ингидирки. Шут его знает, где этот самый приток находится :) Написано было на табличке, что абсолютный возраст находки - 12 тысяч лет.
Выставлен он без стекла, так сказать, в свободном доступе. Можно трогать, гладить, облокачиваться, фотографироваться - все, что угодно. Мы, к примеру, предпочли шваркнуться об него башкой и потом долго и с аппетитом реветь на весь музей.
Но в итоге все же заснялись под ручку с черепом. Правда, снимок получился неважнецкий.
Следом за черепом - ямальский мамонтенок Маша.
Табличка рассказала нам, что "12 сентября 1988 г на берегу небольшой речки Юрибечеяха, впадающей в Обскую губу моряки теплохода «Порог» обнаружили труп мамонтенка, вымытый из берегового обрыва и снесенный ледоходом вниз по течению. О находке сообщили директору Салехардского краеведческого музея Л.Ф. Липатовой, а она, в свою очередь, связалась с Зоологическим институтом АН СССР в Ленинграде. Сразу же на место находки были командированы сотрудники института В.М. Храбрый и А.Н. Тихонов. Очевидно, мамонтенок долго пролежал в размороженном состоянии на берегу, поэтому сохранился плохо: отсутствовали хобот, хвост, левое ухо, в нескольких местах была разорвана шкура. Тыльная сторона правой ноги практически разрушена и представляла собой рваную рану с разорванными и почерневшими волокнами сухожилий. Очевидно, эта рана и явилась причиной смерти детеныша. Тонкий эмбриональный волосяной покров также почти не сохранился. Судя по возрасту (3-4 месяца) и состоянию зубов, мамонтенок еще не перешел к самостоятельному питанию. Абсолютный возраст находки 34 000 лет. "
Ямальский мамонтенок на месте находки
И сотрудник Зоологического музея Тихонов на месте находки.
Магаданский мамонтенок Дима
И снова обратимся к пояснению таблички: "Редкая находка детеныша мамонта была сделана 23 июня 1977 г. на территории Магаданской области, в верховьях р.Колымы. Подготавливая площадку для промывки золота в долине ручья Дима, притока р.Киргилях, бульдозерист А.В. Логачев, снимая очередной слой оттаявшей почвы, обнаружил в мерзлотной линзе труп мамонтенка, возрастом не более 7 месяцев. Судя по особенностям захоронения, истощенный мамонтенок погиб, провалившись в яму, заполненную водой. Рост детеныша составлял 98 см, вес, с учетом мерзлотного обезвоживания, 95 кг. Во внешнем облике просматриваются ювенильные черты - мягкие обводы головы и туловища, относительно длинные ноги. Цвет шерсти - коричневый или желтоватый, длина остевых волос до 14 см. Прекрасно сохранились все внутренние органы, хотя они были сильно обезвожены и сплющены. Комплексные научные исследования, проводившиеся учеными многих стран, дали уникальные материалы по анатомии, морфологии, гистологии и биохимии мамонтов. Абсолютный возраст находки, по данным радиоуглеродного анализа,составляет 39 000 лет."
Фотография магаданского мамонтенка на месте раскопок
Тафономия магаданского мамонтенка
"В конце лета или в начале осени отставший от стада мамонтенок провалился в небольшое озерцо, расположенное на правом склоне Киргиляхского распадка, и захлебнулся, не сумев оттуда выбраться. Ранней весной следующего года промерзший водоем был перекрыт оползнем, и труп оказался погребенным под толщей щебня и ила на глубине двух метров. Пролежав в многолетней мерзлоте почти 40 000 лет, летом 1977 года он снова оказался на поверхности. Мамонетнка обнаружили при разработке золотоносного прииска. Он лежал на левом боку, причем задняя часть туловища располагалась несколько выше передней; именно она и была повреждена ножом бульдозера. На момент находки детеныш был покрыт шерстью, которая частично отделилась при оттаивании, а частично - при дальнейшей консервации мумии. Остатки этой шерсти помещены на муляже, представленном в этой витрине".
И последнее, что я засняла перед тем, как мы пресытились видами ископаемых и запросились домой - скелет Ленского мамонта.
"Целый труп мамонта был обнаружен в 1799 охотником О. Шумаковым в береговом обрыве дельты реки Лены, на полуострове Быковском. В 1803 году туша полностью вытаяла из мерзлоты и оказалась на берегу; когда в 1806 году адъюнкт Академии наук М.И. Адамс, находившийся в то время в Якутске, добрался до места находки, в соханности оказался только скелет с остатками кожи и мускульных тканей. Уцелевшие останки были доставлены в Санкт Петербург, где скелет был смонтирован и выставлен сначала в Кунсткамере, а затем в Зоологическом музее Императорской Академии Наук. Это был первый полный скелет мамонта, попавший в руки ученых. Абсолютный возраст находки, по данным радиоуглеродного анализа, составляет 35 800 лет".
Ну и на самый-самый последок - пару слов о таксидермистах - мастерах, усилиями которых и держится этот музей. Я, к слову, вообще как-то никогда не задумывалась, а откуда берутся чучела, кто их делает и потом поддерживает в должном состоянии. Типо, само приползло. Вот, исправляюсь :)
Итак, таксидермия - от греч. taxis «устойчивый» и derma «кожа» - искусство, которое, помимо знаний, требует от мастера большого таланта: хорошо сделанное чучело животного должно выглядеть как живое, иметь естественную позу, часто специфическое для данного вида «выражение лица».
Первые экспонаты в коллекции Зоологического музея были примитивными: шкуры животных в XVIII веке обычно надевались на грубую основу из дерева и глины и крепились гвоздями; мастера часто не имели представления о реальном облике того или иного животного. Ситуация изменилась к началу XIX века, когда в качестве основы стали использовать папье-маше. Немецкие специалисты, привлеченные к работе в музее в 1820-е годы, применили метод, при котором основа делалась из пучков соломы разной величины, крепившихся на каркас из дерева и проволоки. С помощью этого метода для Зоологического музея был создан целый ряд уникальных экспонатов.
В 1864 году в музей был приглашен скульптор-анималист К. Приходко, который разработал способ изготовления каркаса из металлической сетки с гипсовым покрытием. Так изготовлялись чучела крупных животных -верблюдов, яков, медведей; этим способом сын мастера С. Приходко с помощью мастера М. Колина выполнил знаменитое чучело березовского мамонта. Тогда же в музее работал натуралист А. Быков, под руководством которого были изготовлены первые сложные биологические группы.
В 1920-е годы появился новый метод, разработанный американским мастером К. Эккли. Метод сводился к тому, что в качестве основы использовался манекен из холста и картона, выполненный по гипсовому слепку, снятому с животного; это, помимо прочего, делало экспонаты легкими. Применение метода в музее в 1940-1980-х годах связано с именем М. Заславского. Со своими помощниками этот мастер создал такие крупные биологические грутты, как «Гнездование императорских пингвинов», «Волки у логова», «Стадо сайгаков», диорамы «Птичий базар», «Высокогорье Тян-Шаня» и др.