Любитель

Feb 24, 2020 02:27

Любитель - своеобразная камера, бюджетная "точка входа" в средний формат при относительно приемлемом качестве оптики. Так было 50 лет назад, так осталось и сейчас, с поправкой на стоимость расходников и обработки.






Началось всё сразу после войны, когда на ГОМЗ (будущем ЛОМО) начался выпуск среднеформатной камеры "Комсомолец". Одоимённая камера, кстати, существовала и до войны, но выпускалась московской артелью АРФО и никакого отношения к сабжу не имеет. Послевоенная камера была точной копией немецкой Voigtlander Brillant, а именно модели V6 1937 года с бакелитовым корпусом.



$15 в 1937 г. - это, если верить калькулятору dollartimes.com, $275.33 сегодня, а это, в свою очередь, если верить ЦБ РФ, 17703,94 руб.

Корпус был скопирован полностью, изменились только надписи - вместо "Voigtlander" в таком же стиле было выведено "Комсомолец", а вместо "Brillant" - "Ленинград". Объектив уже отечественный - Триплет Т-21 80/6,3, выдержки затвора 1/100, 1/50, 1/25 с и "В".




Верхняя крышка через раскладную шахту открывает доступ к видоискателю с зеркалом, но фокусировка производится как на всех шкальных камерах. Изображение в видоискателе большое и относительно светлое, но зеркально отражено слева направо. По краям видоискателя видны указатели, назначение которых, казалось бы, очевидно, но в инструкции к раннему Фойтлендеру отмечается, что по ним можно ещё и определать расстояние до объекта и даже приведена таблица для разного роста снимаемого человека. Если кому-то совсем неудобно пользоваться "отзеркаленным" видоискателем, шахту можно преобразовать в рамочный "спортивный". Для удобства фокусировки на шкале расстояний и шкале диафрагм нанесены две точки, при установке параметров по ним в фокусе оказывается пространство от 4 м до бесконечности.










Перемотка плёнки на ранних "Комсомольцах" осуществлялась так же, как и на "Фойтах", со счётчиком кадров и блокирующим механизмом. В литературе отмечалось (например, у Д.Бунимовича в "Советских фотоаппаратах" 1950 г.), что "это было вызвано отсутствием катушечной плёнки с ракордом. С выпуском такой плёнки надобность в описанном механизме отпала, и во второй модели камеры... этот механизм был упразднён и заменён обыкновенным круглым смотровым окном в задней стенке камеры, защищённым красным целлулоидом". Похожее объяснение встречается и в других источниках, но проблема в том, что на ранних "Комсомольцах" смотровое красное окно всё-таки было, и плёнка без ракорда, даже нечувствительная к красному свету, была обречена на засветку (заслонки на окне не было). Правдоподобнее звучит версия, что до какого-то момента на ракорде плёнки типа 120 не было меток для кадров 6х6 и 6х4,5 см, только под 6х9 - изначально окно находилось напротив именно этого ряда, и было нужно только для выставления стартовой метки при зарядке плёнки.

фото: sovietcams.com



В одной из боковых стенок под крышкой, тоже как и у Voigtlander, отсек для светофильтров - "всё своё несу с собой". Правда, в комплекте камеры фильтры не поставлялись, в отличие от спускового тросика, крайне желательного при такой компоновке и расположении спускового рычага. В этом рычаге имелось отверстие, "позволяющее вести съёмку, находясь на большом расстоянии от фотоаппарата". Правда, для этого камера должна быть очень хорошо закреплена на тяжёлом штативе или к чему-то прикручена - скорее, это просто наследие затворов больших форматных камер.







Всего с 1946 по 1951 гг. было выпущено около 300 тыс. "Комсомольцев", но по-настоящему массовой и культовой стала появившаяся в 1949 году следующая модель - "Любитель".




Это была уже полноценная двухобъективная зеркалка: фокусировка теперь производилась визуально, с помощью объектива видоискателя, кинематически соединённого с основным. Объектив видоискателя имел более высокую светосилу, но упрощённую конструкцию, поэтому был резким только в центре кадра, где на коллективной линзе в плоскости фокусировки расположен матовый круг, а в шахте предусмотрена откидная лупа. Рамочный видоискатель, "гиперфокальные" точки остались. Изменился основной объектив - Т-22 4,5/75 мм и затвор, отрабатывающий выдержки от 1/10 до 1/200 с. В 1955 году появилась модель Любитель-2 с синхроконтактом и автоспуском.




Название камеры оправдывалось полностью. Достоинством, принципиальным для любителей, считалась не только доступная цена самой камеры, но и возможность контактной печати фотографий 6х6 см без фотоувеличителя, а можно было самостоятельно изготовить приставку к "Любителю", превращающую его самого в увеличитель. В начале 60-х Любитель-2 стоил 11 руб., Смена-2 - 10. Дешевле были только совсем игрушечные Юнкор, Школьник, и Этюд за 6-7 рублей.
Известна китайская копия Любителя - Chang Le



фото: sovietcams.com

На базе Любителя был создан своеобразный стереоскопический фотоаппарат "Спутник". По существу это было два "Любителя-2" с общим видоискателем (стоил он тоже примерно как два "Любителя"), на одном объективе имелся автоспуск, на другом - синхроконтакт, затворы срабатывали, конечно, одновременно. При этом ничто не мешало использовать аппарат как обычный однообъективный, нужно было только закрывать один из объективов крышкой. Преимущество среднего формата - расстояние между центрами кадров в паре примерно соответствовали среднему расстоянию между глаз человека. В комплекте к камере прилагался стереоскоп для просмотра изображений в виде слайдов или непрозрачных (для их печати в комплекте была копировальная рамка). Всего в 1955-1974 гг. было выпущено 84 тыс. "3D-комплектов".



Любитель и Любитель-2 выпускались в 1949-1980 гг., за это время их было выпущено около 3,5 млн. Настала пора обновить камеру.
В 1976 г. начался выпуск нового аппарата Любитель-166. Объектив и затвор остались прежними, обновился корпус и органы управления. Не стало отсека для светофильтров, на его месте появился "горячий башмак" для вспышки. Органами управления камера стала похожей на Смену-Символ: перемотка плёнки сблокирована со взводом затвора, появился самосбрасывающийся счётчик кадров и шкала-памятка типа установленной плёнки, спусковой рычаг был увеличен в размере. Выдержку и диафрагму, как и в Сменах, можно было установить по символам погоды и исходя из чувствительности плёнки. Причём для "упрощённой", "любительской" установки нужно было смотреть на камеру снизу (куда торопиться зелёному любителю), а "полноценной" - как и полагается, сверху; на Смене всё наоборот. Вообще, концепция "166-го" была аналогичной "Символу" - не трогая объектив с затвором, сделать более удобными органы управления и осуществить рестайлинг. Удалось это лишь отчасти: усложнение конструкции предсказуемо сказалось на качестве, механизм взвода и перемотки оказался слишком ненадёжным, а стоил аппарат уже 38,5 руб. (почти вдвое дороже, чем Смена-Символ и почти втрое, чем Смена-8М). В чём-то он был даже хуже предыдущей модели - отсутствовал автоспуск, коллективная линза в видоискателе вместо стеклянной стала пластмассовой. В 1976-1981 гг. выпущено около 70 тыс. камер.

фото: fotoussr.ru

В 1980 году появился упрощённый Любитель-166В. Механизм взвода затвора и перемотки плёнки вернули к первоначальному состоянию, отказались от лишних символов у затвора, вернули кабельный синхроконтакт, пожертвовав центральным. В 1985 г. аппарат стоил 26 руб. (примерно вдвое дороже Смены-8М).




Ещё пару шагов в сторону потребителя было сделано спустя 3 года, когда появилась модель Любитель-166 Универсал. Универсальность заключалась в возможности съёмки на два формата: 6х6 или 6х4,5 см. Такая идея напрашивалась уже не один десяток лет, адаптация под более "экономичный" формат описывалась в "Советском фото" ещё в 1957 году. К камере прилагалась ограничительная рамка, вставляемая в фильмовый канал и вкладыш для рамочного видоискателя, который приходилось убирать при закрывании шахты. В поле зрения шахтного же видоискателя были видны ограничительные линии под 6х4,5. В 1987 году аппарат стоил 27 рублей.



фото: fotoselling.ru

Любитель-166В и 166У выпускались до 90-х гг., их было выпущено не меньше миллиона. Но история на этом не закончилась: в 2008 г. под брендом Lomography начал продаваться LOMO Lubitel 166+. В принципе, в идею ломографии он вполне вписывается, при том что ни в коем случае не является "той-камерой". Аппарат выпускался в Китае с использованием деталей или производственного оборудования ЛОМО. От советского 166У он отличался тем, что кроме форматов 6х6 и 6х4,5 см мог снимать на 135-ю плёнку с помощью специального адаптера (размер кадра 58х33 мм с захватом перфорации), для этого добавлена возможность обратной перемотки плёнки, минимальная дистанция фокусировки уменьшена до 0,8 м. Специально отмечалось, что объектив "настоящий", стеклянный (пластиковые линзы для ломо-камер - явление нередкое). В интернет-магазине Lomography в 2015 г. за этот аппарат просили... 21000 руб.



фото: bhphotovideo.com

Лично мне целевая аудитория "Комсомольца" и "Любителя" видится как человек без опыта в фотографии и не собравший свой "домашний даркрум", а возможно - ещё и не доверяющий малоформатным камерам и плёнкам. А вот на кого был рассчитан Любитель-166В или 166У, я не понял. Могу ошибаться, но по моим представлениям увеличитель для формата 6х6 штука специфическая, громоздкая и дорогая, сама камера имеет устаревшие органы управления и оптику. Свою долю продвинутых любителей "Любитель" нашёл бы точно, но миллион камер за 10 лет...
Если выбирать камеру для съёмки сегодня, то считается, что лучше Любитель-2 из-за более качественного объектива. Правда, его нужно разобрать и очистить, промыть затвор, заклеить чёрным бархатом или покрасить внутренние полости для устранения переотражений (больное место всех поколений "Любителей"). Но среди моих камер гарантированно рабочий - 166В (правда, его пришлось юстировать - объективы не находились в зацеплении).


Основные положительные впечатления характерны для всех двухобъективных камер. Малые размеры, небольшой вес - Любитель помещается в сумку для беззеркалки. Минимальное количество подвижных элементов, центральный затвор (если он не облит смазкой) не боится морозов - я отснял тестовую плёнку на морозе около -15°С. Правда, диафрагма была обычно зажата (солнечный день), поэтому резкость на открытой и боке оценить не довелось.




Не понравилось то, что к камере нужно какое-то время привыкать. Во-первых, к отзеркаленному изображению в видоискателе. К этому, правда, адаптируешься быстро, непривычно ловить заваливающийся горизонт. Во-вторых - управление центральным затвором. Вокруг объектива расположены указатель шкалы диафрагм, гнездо синхроконтакта, рычаг завода автоспуска, рычаг регулировки диафрагмы, поводок кольца выдержек, гнездо для спускового тросика, спусковой рычаг и заводной рычаг затвора. Что из этого нужно двигать, на что смотреть, а что - не трогать, не всегда интуитивно понятно, но... "Хотите надёжный механизм? Терпите и привыкайте. Или вы хотите как в Любителе-166?" ("Не выпендривайтесь, слушайте свои "Валенки"!") Не понравился жёсткий ремешок (примерно такой же, как на чехлах к Сменам). Ещё одна характерная особенность 166-х (исправленная на 166У) - замок крышки, который можно случайно открыть, зацепив пальцем.




Но всё же... Кому-то нравится своеобразный характер объектива, а камер такого класса среди за такие деньги больше нет. Правда, сегодня если есть деньги на среднеформатную плёнку и обработку, то наверное найдутся, например, и на двухобъективную Яшику.

35 мм

Previous post Next post
Up