«Идеальный лидер креативной индустрии должен быть волшебником»
Вячеслав Муругов
Генеральный директор СТС
Почему менеджер в креативной индустрии должен быть максимально вовлечен в творческий процесс, как развить в сотрудниках способность к коллективному творчеству и почему интуиция - это высшее проявление профессионализма - в интервью генерального директора СТС Вячеслава Муругова CINEMOTION.
Cinemotion: Как устроен процесс разработки идей на СТС? Принимаете решение Вы или есть что-то наподобие творческого совета?
ВМ: Если идея хорошая, то сам процесс ее разработки для меня как для руководителя канала не принципиален. Мы работаем со многими продакшнами, которые этим занимаются, и у каждого есть свои особенности. Если результат устраивает всех, то мы от разработки идеи переходим к производству пилота.
С: На Западе есть два основных подхода к работе над проектами - традиционный (крупные каналы), когда снимаются пилоты, а потом на основании результата принимается решение о запуске сериала, и новый (небольшие, но быстроразвивающиеся каналы, такие как Showtime), когда заказывается сразу блок серий (как правило, 12), минуя стадию пилотов. Каков Ваш подход в этом вопросе?
ВМ: Наш подход ближе к традиционному: идея - разработка - пилот. Но все может зависеть от стоимости проекта. В случае с ситкомом или каким-то иным сравнительно дешевым продуктом можно заказать блок из 4-8 эпизодов. Или же, наоборот, если производство пилота сравнимо по стоимости с полнометражным фильмом, то тогда можно рискнуть и сделать сразу.
С: Когда Вы получаете сценарий или заявку, на что, прежде всего, обращаете внимание: персонажи, шутки, оригинальную идею?
ВМ: Оригинальность идеи стоит на первых десяти местах. Потом я обращаю внимание на сценарий. Если первые 10 страниц сценария меня не заинтересовали, то опыт показывает, что и зритель, скорее всего, переключится. На канале сценарий в первую очередь попадает в редакторскую группу, которая и ставит первоначальный диагноз, а потом дает свои рекомендации.
Кроме того, у нас есть продюсеры направлений, например, сериалов. В свою очередь у них есть штат линейных продюсеров, ведущих конкретные проекты и взаимодействующих с компаниями-производителями. Параллельно существует редакторская группа канала, которая работает исключительно со сценариями.
С: Какие из компаний Вы могли бы обозначить как ваших стратегических партнеров? Рассматриваете ли Вы их проекты в приоритетном порядке? Заказываете ли у них проекты на основании только устного питчинга, короткого описания или прописанного сценария? Как строится работа с ними?
ВМ: СТС - канал разножанровый, тем более, теперь мы стараемся приближать качество наших проектов к лучшим западным образцам. Производить много качественных телепроектов в нашей стране могут не так много компаний, я бы вычленил 5-6. В первую очередь, наверное, стоит назвать одного из самых опытных игроков на рынке, пионера индустрии - компанию «АМЕДИА». Рука об руку с ней стоят «Yellow, Black and White» и «ГудСториМедиа». Благодаря успешному опыту сотрудничества с ними, существует и большая степень доверия к их работе. Но наши двери всегда открыты для других компаний, мы постоянно ищем новых партнеров, и поиск этот бывает очень удачным. Как в случае сотрудничества с компанией «Спутник Восток Продакшн» Александра Кесселя, с которым мы сделали замечательный «Дневник доктора Зайцевой». Поэтому стратегическое партнерство может сложиться с любым участником рынка. Сейчас мы взаимодействуем и с компанией «Среда» Александра Цекало и Руслана Сорокина, и с «ВайТ Медиа» Тимура Вайнштейна, и с «Art Pictures Vision» Федора Бондарчука. Хочу подчеркнуть, что, как и в случае с талантливыми людьми, ощущается дефицит продакшнов, которые могут производить контент высокого уровня. И очень хорошо, что вслед за крупными компаниями появляются новые, так как поле для деятельности по-прежнему огромно.
С: Как Вы просчитываете риски и оцениваете потенциал проекта?
ВМ: Снижение рисков достигается с помощью поддержания высокой степени конкуренции между творческими коллективами и производящими компаниями. А просчитать потенциал в полной мере никогда невозможно. Иногда приходится просто доверяться опыту и интуиции. Меня, например, всегда удивляла фраза футбольных комментаторов «На такой-то минуте тренер угадал с заменой». Я думал, как он может гадать? Он должен знать! На деле же получается, что иногда мы угадываем. Это слово здесь вполне правомерно. В какой-то мере, интуиция - это высшее проявление профессионализма.
С: СТС успешно реализовал самое большое количество адаптаций зарубежных сериалов. По каким критериям Вы отбираете форматы?
ВМ: Обращаем внимание на все: на канал, на котором шел проект, на количество сезонов, насколько этот телепродукт попадает в нашу аудиторию и вообще возможно ли перенести формат на нашу почву. Адаптация всегда привлекательна тем, что позволяет достичь результата кратчайшим путем. Когда есть 5 и более сезонов, сценарии, история успеха - тогда этот проект интересен. Таких случаев на рынке все меньше и меньше, проходят времена, когда проекты вроде «Моей прекрасной няни» или «Не родись красивой» могли удовлетворить растущие потребности наших зрителей.
С: Ваше отношение к фокус-группам? Проводите ли Вы их? На каком этапе?
ВМ: Мы пользуемся этим инструментом, а в новом сезоне мы планируем его расширять и видоизменять. На СТС в марте будет запущена новая система тестирования, которая будет работать шире и глубже, чем это было ранее, и позволит получать обратную связь от зрителя буквально в ежедневном режиме до и во время эфира.
С: Вы очень часто выступаете не только как продюсер проекта, но и как автор идеи. С чем это связано - с отсутствием талантливых авторов или это продиктовано управленческой необходимостью?
ВМ: Я считаю, что это управленческая необходимость. Руководитель канала несет ответственность не только за управление, но и за творческую концепцию. А, значит, должен понимать нюансы и законы креативного процесса на телевидении. Мой путь в менеджеры начался с того, что я реализовал себя как сценарист, как человек, который придумывал телепроекты. Мы сами находили людей, снимали, строили творческие коллективы. Иногда приходится погружаться в творчество самому, потому что катастрофически не хватает креативных кадров. При этом особый дефицит не тех людей, которые генерируют и идеи, а тех, кто может их реализовать.
С: Как оценить креативный потенциал начинающего сотрудника?
ВМ: Я сторонник поступать с людьми так, как поступали со мной. Когда я начинал, мне дали возможность что-то сделать. Если первый проект получился, значит, велик шанс, что получится и в дальнейшем. С другой стороны, никогда не мешает дать попробовать сделать что-то хорошее еще раз, если не получилось сначала. Достаточно просто верить и давать шанс - у всех бывают спады и провалы. Пусть человек видит, что в него верят - это мотивирует.
С: Сколько творческой свободы, на Ваш взгляд, можно давать авторам проекта, идея которого исходит от продюсера?
ВМ: На стадии пилота угроза бизнесу телеканала близка к нулю, поэтому степень свободы там может быть очень высока.
С: Существует мнение, что для творческих людей нет лучше идей, чем их собственные. Как в таком случае, зажечь ей других людей, разрабатывающего идею продюсера?
ВМ: Если идея греет, то ее в радость разрабатывать. Если к ней душа не лежит, то лучше взяться за что-то другое. Когда создавались «Солдаты», я участвовал как автор идеи и сценарист. «Папины дочки» были придуманы мной как проект с другим названием, и превратились в то, что есть сейчас, благодаря разным творческим группам, хотя и с моим глубоким участием в процессе кастинга, выбора режиссера и т.п. В «Восьмидесятых» есть только моя начальная идея, которая в конечном итоге разрабатывалась командой Артема Логинова и Антона Щукина «ГудСториМедиа». С другой стороны, «Кухня» была мне представлена продюсерской компанией «Yellow, Black and White» как уже готовый проект, оставалось только дать ход этой истории. Однако я абсолютно в равной степени горжусь и проектами, к созданию которых я имею отношение как автор, и теми, в которых я выступаю как продюсер. Для меня вообще непринципиально, моя ли идея разрабатывалась или чья-то еще. Идеи могут быть куплены, позаимствованы, адаптированы. Гораздо важнее для продюсера угадать, какая из них станет хитом. Творческая команда в чем-то похожа на футбольную. Зачастую автор идеи - это человек, пасующий на продюсера, а тот, в свою очередь, должен попасть в ворота.
С: Как выстроить адекватный рабочий процесс в группе, как организовать контроль, ведь к творческим личностям нужен особый подход?
ВМ: Я не люблю слово «контроль», я люблю слово «доверие». Адекватные люди всегда могут выстроить нормальный рабочий процесс самостоятельно. Я верю, что, когда люди начинают работать вместе над каким-то проектом, вступает в силу некий закон притяжения. Поэтому во многом свой рабочий процесс определяют сами творцы, а нам, руководителям, иногда и вмешиваться не стоит.
С: Что, на Ваш взгляд, необходимо делать руководителю, чтобы мотивировать людей к меньшему проявлению индивидуализма, к коллективному творчеству?
ВМ: В команде, и особенно в команде творческой, надо создавать у каждого человека максимальное ощущение индивидуального вклада в общее дело. Надо давать понять, что именно от него зависит успех, именно в него верит команда. И когда такое ощущение есть у всех «игроков», тогда и коллективное творчество будет на высоком уровне.
С: Какими качествами, прежде всего, на Ваш взгляд, должен обладать лидер, который работает в креативной индустрии? Почему?
ВМ: Вообще идеальный лидер креативной индустрии должен быть волшебником - мало кому понятным, но неизменно находящим выход из любой даже самой фантастической ситуации. Волшебник, но не сказочник! Если же говорить о качествах обычных людей, то я встречал такое огромное количество абсолютно разных успешных руководителей, что перечислять какие-то личностные черты, думаю, нет смысла.