Пещеры Придонья. Гороховская пещера

Jun 23, 2014 01:10

Итак, продолжаю публиковать цикл постов о пещерах Придонья. Перед нами Гороховская пещера.


Фото 1.

Гороховская? правда причем тут гороховка. Ближайщее место - хутор Донец, а также Новая Калитва. Так что, эта пещера - Донецкая, а Гороховка - через реку. Если у вас нет плавсредств или гермочехла для оборудования или же на улице стоит минус, то придется делать офигннейший крюк. ))) Другое ее название - Андреевская - то же вариант, поскольку место то называлось Андреевская пустошь. В общем, проехали мы грунтами, потом началось традиционное моисейство. НАМ ТУДА! XDD


Фото 2.



Фото 3.

Бродя по живописным оврагам среднего Дона мы обнаружили, что указанные координаты мягко говоря повисли в воздухе в прямом смысле этого слова. Да, примерно вот здесь должна быть пещера. Вы видите? Я нет... но она есть.


Фото 4.

Благо, моисейство закончилось буквально за несколько минут до того, как все были готовы меня побить.Сашка нашел вход первым. Вход оказался жутко раколазным. Еле заполз. Полезли не все.


Фото 5.

Вот таков примерно план пещеры, от некого Беркута.


Фото 6.

Внимание к себе данный памятник стал привлекать довольно рано. Так уже в 1863 г в «Воронежских губернских ведомастях» появилась статья одного из местных жителей Павла Кочергина, в которой автор описывает пещеру и излагает историю ее создания [Кочергин П., 1863]. По его словам, «при входе в пещеры тотчас же идет рукав, или коридор, направо, т.е. по направлению к западу. Пройдя сажень десять (21,3 м - B.C.) по этому рукаву, вы увидите что-то вроде выхода или подвала, поддерживаемого семнадцатью меловыми же столбами, это, по выражению копающих, - церковь. За церковью по обе стороны идут в углубление другие извилистые рукава». С его же слов, создавать эти пещеры начал возвратившийся из паломничества по святым местам двадцати восьми летний государственный крестьянин из села Гороховки, который тем самым «надеялся получить большие доходы и ими поправить свое убогое состояние». Собрав группу людей, он начал строительство в 1859 г. Вскоре все село узнало о пещерах и стало помогать в строительстве, веря, что это место свято и здесь происходят исцеления. Для зачинателя этого дела была сооружена «особая келия. Здесь через маленькое окошечко принимал он доброхотное подаяние, которое, как он объяснял всякому подающему, должен был разделить на три равные части: одну для бедных, другую для роющей братии, а третью на самыя пещеры <...>. И пошло дело копания пещер своим порядком, легко и скоро». Вскоре до местного начальства стали доноситься сведения о злоупотреблениях здесь, после чего оно «решило нужным принять полицейские меры и строго запретило рыть пещеры, завалив и самый ход в них».

Статья Павла Кочергина была использована в дальнейшем Г.М. Ве-селовским при описании им достопримечательностей Острогожского уезда в число которых входили и Гороховские пещеры [Веселовский Г.М., 1867, с. 215].

Не обошло своим вниманием Гороховскую пещеру и духовное издание. Так статья о ней была помещена в десятом номере «Воронежских епархиальны ведомостей» за 1884 г. Эта статья интересна тем, что ее автор при написании не пользовался вышеупомянутыми материалами, почему в ней и появляются новые данные о памятнике. Во-первых, мы узнаем имена устроителей. Ими были жители села Гороховка: Максим Курасов, Филимон Кондратьев и Митрофан Зимин. Во-вторых, иначе выглядит и цель их работы: не обогащение, а спасение себя и других при строительстве пещер. На эту цель «сих крестьян навел <...> какой-то Митрофан из слободы Лиски, старец лет под сто, ходивший по сборам и потом умерший схимником будто в Задонске». Интересна в статье при описании подземелья и информация о том, что один из рукавов пещеры выходил в степь. В публикации также есть упоминание о том, что лет через десять после основания пещеры пошли слухи о различных бесчинствах и злоупотреблениях в ней, что и послужило поводом к закрытию ее местными властями.

Последнее упоминание о пещере в дореволюционных изданиях содержится в работе В.Н. Тевяшова, посвященной пещерным монастырям Острогожского уезда [Тевяшов В.Н., 1902, с. 73].

В советское время вокруг Гороховской пещеры на долгое время наступил период затишья. Эта ситуация стала меняться лишь в 70-е гг. XX в. В это время события, связанные с возникновением пещеры, описываются В.К. Карповым в его художественной книге «На Среднем Дону» [Карпов В.К., 1971, с. 222-225]. В основу этого описания легла уже упомянутая выше статья П. Кочергина, что придает художественному повествованию исторический фон. В этот же период памятник начинает исследоваться воронежской секцией спелеологии. Спелеологами составляется первый схематический план пещеры и краткий рукописный отчет. Председатель секции Э.В. Гольянов уделил несколько строк этому памятнику в статье, посвященной пещерам Дона [Гольянов Э.В., 1983, с. 71].

Осенью 1999 г. пещера была исследована автором. Тогда же был составлен более точный схематический план памятника (рис. 49) из которого видно, что центральную часть подземелья занимает церковь, ориентированная алтарем на северо-восток, и от которой идут в разные стороны коридоры. Коридор, идущий от храма в северо-западном направлении, ранее, как это упоминалось в источниках, выходил в степь на вершине склона долины. Сейчас он завален в своем окончании. Если двигаться по этому коридору со стороны церкви, то справа можно увидеть небольшое помещение, рядом с входом в которое сделано небольшое окошечко (15x20 см). Возможно, именно через него первостроителю пещеры Максиму Курасову подавали подаяния.

Хотя можно предположить, что Курасов не был первостроителем. Он, скорее всего, нашел старые заброшенные пещеры и реконструировал их. Об этом говорят обнаруженные в пещерах граффити. Так в нижней части одной из колон пещерного храма было найдено изображение двух кораблей, которые по своей конструкции, а также стилю изображения могут быть отнесены к периоду не позднее XVII - нач. XVIII вв. [Писаревский Н.П., Степкин В.В., 2001].

Граффити в храме встречаются лишь в единичном случае. Наибольшее же их сосредоточение отмечаются в полуразрушенных помещениях недалеко от входа в основной лабиринт памятника. Эти помещения были раскопаны местными жителями летом 1999 г. (по этой причине они отсутствуют на схематическом плане, составленном спелеологами). Здесь фактически с начала XX в. не ступала нога человека, благодаря чему и обеспечилась хорошая сохранность граффити. Они представляют собой вырезанные в мелу изображения различных значков, предметов, крестов, человеческих фигур, а также надписи.

Одна из надписей выполнена на греческом языке, и ее можно расшифровать как часть фразы Ветхозаветного царя Соломона: «Все проходит» или «Пройдет и это», которую очевидно высоко чтили посетители-подвижники пещер, поскольку, как следует думать, она как нельзя лучше передавала тяжелые условия их существования, которые предстояло преодолеть [Писаревский Н.П., Степкин В.В., 2001].

Часть граффити из помещений, расположенных недалеко от входа в основной лабиринт памятника, носят поздний характер, и их вполне можно отнести к XIX в. Но встречаются среди них и такие, которые выглядят более архаично и имеют аналогию в пещерном монастыре Чил-тер-Мармара, расположенном в Крыму и датируемым XII-XV вв. [Могаричев Ю.М., 1997, с. 34, рис. 117-118].

В настоящее время Гороховские пещеры разрушается под воздействием как сил природы, так и человека.

В расположенном неподалеку с. Новая Калитва, в крупном меловом останце «Миронова гора», также ранее, по рассказам местных жителей, находились пещеры, которые в настоящее время засыпаны.

Степкин Виталий Викторович
"ПЕЩЕРНЫЕ ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕДОНСКОГО РЕГИОНА"


Фото 7.

Чем интересна пещера - что архитектура внутри необычна. Такого не видел нигде ранее


Фото 8.



Фото 9.



Фото 10.



Фото 11.

Внизу яма. Интересно, был ли уровень ниже?


Фото 12.



Фото 13.

Собственно, в центральном зале душевненько пофотодрочили)


Фото 14.



Фото 15.



Фото 16.



Фото 17.



Фото 18.



Фото 19.



Фото 20.



Фото 21.



Фото 22.



Фото 23.



Фото 24.



Фото 25.



Фото 26.



Фото 27.



Фото 28.

В общем, красивая пещера. Жаль, что исписали её.


Фото 29.



Фото 30.

А вот символ Алатырь. Интересно, он нарисован давно или тоже недавно.


Фото 31.

Ну конечно же, что дальше? дальше раколаз, который ведет в келью


Фото 32.

Интересно, честно, я хоть и не страдаю клаустрофобией, но в этой келье мне показалось жутко тесно и неуютно. В общем, фоткаем и валим.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9751/119103609.a6/0_b817a_999fa7ac_orig.jpg


Фото 33.

Вылезли все белые. Фотик весь в мелу. Ну а в заключение - фото дона. Закат конечно выдался красивый.


Фото 34.

Оформлено с помощью «Обрамлятора»

Воронежская область, путёвые заметки, Путешествия, Пещеры Придонья, пещеры, храм, заброшенные места, диггерство, заброс, дигг, abandoned, церковь

Previous post Next post
Up