(no subject)

Jul 27, 2014 18:28


Вот и следующий роман моего друга Елены Катишонок вышел в свет. В том, что между публикациями «Когда уходит человек» и «Свет в окне», прошло три с половиной года есть и пара-тройка месяцев моей вины, поэтому спешу начать рекламировать не дожидаясь, пока в российских магазинах появится бумажная версия. Со времени предыдущей книги издательство «Время» научилось издавать электронную версию одновременно с бумажной (и в этом прогрессе тоже есть малая толика моей вины) - так что мои френды могут купить роман не отходя от компьютера, и начать читать его прямо сегодня.

Если вы помните и любите героев дилогии об Ивановых «Жили-были старик со старухой» и «Против часовой стрелки», то вы снова встретитесь с некоторыми из них здесь. Нет, старик со старухой - Матрёна и Григорий - здесь только в воспоминаниях правнучки, да и бабушку Ирину мы в этой книге не видим, разве что слышим. Из старых знакомцев мы столкнёмся с Ирининой сестрой Тоней, а вот Тайка и Лёлька - пардон, Таисия Николаевна и Ольга - становятся главными героями. Издательство считает этот роман третьим томом трилогии. Впрочем, почему Олька и Тая -главные герои? В этом романе еще с полдюжины не менее «главных» героев найдется, которые к клану Ивановых никак не относятся.

Если вы любите роман «Когда уходит человек», то его главный герой, дом на Палисадной улице (кстати австрийские издатели именно так озаглавили перевод, который выйдет в октябре: "Das Haus in der Palissadnaja"), появляется и в этой книге, но в роли без слов.

Если считать сагу об Ивановых книгой про семью, предыдущий роман - книгой про Дом, то этот можно назвать книгой про Город. Если утверждать, что в дилогии описано почти столетие, в «Когда уходит человек» - период порядка шестидесяти лет - с конца двадцатых до начала девяностых, - то здесь можно говорить о двадцати: с шестидесятых до восьмидесятых. Формально, временные рамки сжаты ещё сильнее: пара лет в начале шестидесятых в первой части романа и - через пятнадцать лет интерлюдии - еще год.

Но, как всегда у Катишонок, формальные географические и временные рамки никак не ограничивают повествование: тут и хутор, который называется не то «У озера», не то «Сосны»; и маленький сибирский поселок, в котором прошли годы изгнания из Города; и Гражданская с продразверсткой где-то в центральной России; и страшный конец Второй Мировой в Германии; да и Робин-Хилл и Лондон Форсайтов тоже время от времени на виду. Кстати, о Форсайтах: если вы хорошо помните Голсуорси, вас порадуют многочисленные аллюзии, а если подзабыли - то вам непременно захочется перечитать.

И снова, как всегда у Катишонок, все эти места, и времена, и многочисленные герои связаны в тесный клубок; случайные встречи меняют судьбы; эпизодические персонажи, которые в тексте уместились в один абзац, вспоминаются долго после того, как перевернешь последнюю страницу. Вам будет горько до слез, вам будет смешно до колик. Можно читать этот роман как книгу про квартирный вопрос, можно - как трактат о Голсуорси; кто-то увидит здесь историю хитрых женщин и наивных мужчин, кто-то - осуждение homo soveticus. Здесь хватает смертей и измен, но есть любовь и верность. На первой странице в книгу врывается фатум в виде влетевшей в комнату летучей мыши, на последней - герой не только создает свою судьбу, но и становится демиургом, автором миров.

Елена Катишонок создала еще один мир, местами знакомый по её же предыдущим книгам, да и из собственной памяти - но уникальный и интересный. Спешите посетить его - читайте «Свет в окне».

Катишонок

Previous post Next post
Up