Про мытарей и индийских программистов.

May 15, 2013 13:51

Во-первых. Я не выступаю в защиту налоговой службы. Даже те из нас, кто верят, что налоги не являются абсолютным злом, все равно инстинктивно ненавидят мытарей.

Во-вторых. Full disclosure. Я терпеть не могу тибаггеров партию чаепития (кажется, так переводят Tea Party в российских источниках).

В-третьих. Я не люблю писать про политику. Я не очень люблю читать и слушать про политику. И я всегда предпочитаю пользоваться первоисточником вместо политических интерпретаций.

Итак, на днях разгорелся скандал о том, что американская налоговая служба обижала Tea Party. Источником этого скандала стал документ казенного ревизора («казна» = “Treasury”, «ревизор» = “Inspector General”) с названием “Inappropriate Criteria Were Used to Identify Tax-Exempt Applications for Review” . Документ недлинный - 48 страниц, включая титульную, оглавление, сокращения и приложения.  Я его прочитал и разобрался. Теперь я ближайшие пару недель (или лет) могу продолжать не смотреть FOX News и MSNBC.

В чем скандал?

В США благотворительные организации не платят налогов. Более того, пожертвования благотворительным организациям (в каких-то пределах и при каких-то обстоятельствах) тоже не облагаются налогом. При этом, благотворительные организации должны не вмешиваться в политику (опять-таки в каких-то пределах и при каких-то обстоятельствах). Это все определяется в налоговом кодексе в статьях I.R.C. §501(c)(3),  §501(c)(4), §501(c)(5), §501(c)(6). [Сразу признаюсь, я здесь несколько упростил:  смешал в кучу организации благотворительные (charitable - (3)), организации для общественного блага (social welfare - (4)), организации рабочих и колхозников (agricultural and labor - (5)) и организации буржуев (business leagues - (6)).] Все это на самом деле филькина грамота: и LDS, и римско-католическая церковь, и профсоюзы, и торговые палаты, и все кому не лень вмешиваются в политику сколько угодно, и разнообразные §501(c) это не более чем фиговый листок. Стивен Колберт весь прошлый год весело играл в эти игры с миллионными фондами с лозунгом «За лучшее завтра - завтра».  Тем не менее, налоговое управление, должно регистрировать благотворительные организации, каким-то образом проверяя благотворительные они или нет. За четыре года с 2009 по 2012 поступило 270 тысяч заявок на регистрацию таких организаций.

Выяснилось, что какие-то умники налогового управления, сидящие в Цинциннати (это не региональная служба, а просто отдел такой на выселках), решили для упрощения работы составить список ключевых слов для облегчения поиска потенциальных нарушителей. Подчеркиваю:  потенциальных. Т.е. эти заявки потом расследовались другими умниками в других местах, и решения принимались или не принимались (с немалой вероятностью затягивались на месяцы и годы - но это отдельная песня) - считать их благотворительными или нет. Так вот ключевые слова для такого поиска включали “Tea Party”,  “Patriots”,  “9/12 Project”,  “make America a better place to live”.  Типичный подход «индийского программиста».  [Для людей далеких от программирования отмечу, что этот термин не указывает на гражданство или этническую принадлежность, а только на методологию.] Впоследствии, узнав о таком политически безграмотном подходе, какой-то белый сахиб в центральном офисе [опять таки, никаких расовых и политических коннотаций] указал, что так нельзя, а надо использовать для поиска признаки лоббирования, политического влияния и т.п.  «Индийские программисты» про себя подумали: «пусть сахиб попробует составить  регулярное выражение, которое находит признаки лоббирования» - и продолжили свою деятельность, никому не афишируя.

Моя первая реакция была очевидна: если бы я был на месте индийцев из Цинциннати, я был бы умный, и вставил в свой регекс слова «коммунизм», «фашизм», «ку-клукс-клан» и еще десяток в таком же стиле, и никто бы ко мне подкопался. Неважно, что коммунисты и фашисты поумнее тибаггеров, и догадаются не включать такие слова в документы, направляемые в налоговое управление - так что, эффективность этих добавок была бы нулевой.

Организации с ключевыми словами “Tea Party” составляли только треть случаев, отправленных на дополнительное расследование. Как я и предполагал, поиск по регулярному выражению был лишь одним из механизмов поиска. Т.е. это аналогично проверке людей с именем Мухаммед  на провоз бомбы в аэропорту, или людей с именем Хуан в Аризоне на предмет нелегальной иммиграции.  (Мне не очень нравятся обе эти практики, но я всегда считал, что если это один из многих методов выявления бомбистов или нелегалов - то пусть будут. Тем не менее, эта аналогия все-таки сильно страдает: среди Мухамеддов и Хуанов бомбистов и нелегалов малая доля;  среди организаций со словами “Tea Party” в названии, доля тех, кто способствует проведению five o’clock в детских домах, равна 0.00001% - остальные таки да, политические организации.) Тоже мне! Буря в чайной чашке. Я был бы чуть хитрее, да и только.

Но тут я прочитал сноску номер 16 на 6-й странице доклада (где слова “Tea Party”,  “Patriots”,  “9/12 Project”,  “make America a better place to live” были вынесены в отдельную табличку,  в жирной рамочке и с цветным фоном):  “16 We did not review the use of other named organizations on the BOLO listing to determine if their use was appropriate”. Вот таким мелким шрифтом написано «мы не проверяли использование других названий в списке ключевых слов». Вполне возможно, что в числе ключевых слов были и «коммунизм», «фашизм» и т.д. и т.п. Так что я беру назад свои слова, что я был бы хитрее, и обзывалки про «индийских программистов».  Доклад казенного ревизора не дает мне никаких оснований обвинять клерков в Цинциннати в излишней глупости (а политической ангажированности я там не видел с самого начала).  У меня есть некоторые основания обвинять казенного ревизора в политической ангажированности. Никаких политически корректных методов, кроме искусственного интеллекта, для того, чтобы несколько человек выявили несколько сотен потенциальных нарушителей из 270 тысяч заявок, мне не известно. Лично для меня дело закрыто. 
Previous post Next post
Up