В сущности, каппы - так, как они изображены Акутагавой, - уже не люди: они как бы перестали ими быть. "Мы очень серьезно относимся к понятиям гуманности и справедливости, - отмечает герой новеллы, - а каппы когда слышат эти слова, хватаются за животы от хохота". В этом-то и заключается корень зла: все остальные нравы и обычаи в стране водяных - следствие общего принципа, "перевернутого представления о смешном и серьезном".
По мнению каппы-поэта, нет на свете ничего более нелепого, нежели жизнь обыкновенного каппы. "Родители и дети, мужья и жены, братья и сестры - все они видят единственную радость жизни в том, чтобы свирепо мучить друг друга". Но и сам поэт в стране водяных, как и любой другой человек искусства, "обязан быть прежде всего сверхчеловеком, преступившим добро и зло".
Все они - поэты, прозаики, драматурги, критики, художники, скульптуры - собираясь в клубе сверхчеловеков, демонстрируют друг перед другом свои сверхчеловеческие способности - изощренность в жестокости и разврате.
В стране водяных право на существование имеют только те произведения литературы, живописи и музыки, которые понятны всем с первого взгляда или прослушивания. Но на все непонятное, особенно в музыке, существует строжайший запрет: причем критерием понятливости считается восприятие рядового полицейского.
В стране водяных жители делятся на группы и слои. Есть обыкновенные каппы, составляющие толпу посредственностей. Есть сверхчеловеки. Безликая толпа и недоступный пониманию гений, безразличный к нуждам толпы, - такой принцип социального бытия здесь принят и всячески культивируется. Штучный товар для сверхчеловеков (искусство для искусства) и поточный метод создания культуры для толпы: в машину через специальный воронкообразный приемник закладывают бумагу, чернила и высушенные, превращенные в порошок, ослиные мозги.
"Не проходит и пяти минут, как из недр машины начинают выходить готовые книги самых разнообразных форматов ..."
Высвобожденные в результате автоматизации и механизации производства рабочие подлежат уничтожению - так в стране водяных решается вопрос с безработицей. Согласно закону "об убое рабочих", уволенные умерщвляются, а их мясо идет в пищу - и точно в соответствии с числом убоя понижаются цены на мясо. "Странная сентиментальность - возмущаться тем, что мясо рабочих идет в пищу! - уверяет каппа-доктор, а каппа-судья добавляет: "Таким образом государство сокращает число случаев смерти от голода и число самоубийств. И, право, это не причиняет им никаких мучений - им только дают понюхать немного ядовитого газа".
Государство, основанное на жестоком подавлении личности, узаконенном насилии и тотальной слежке всех за всеми: страна оголтелого милитаризма, находящаяся в перманентной войне: общество, лишенное морали и права: идеология, настоянная на лжи, лицемерии, цинизме и культе силы, - таким представилось Акутагаве грозящее человечеству "превращение" с угрозой физического и духовного вырождения человека.
Художественный эксперимент на тему антитоталитарных утопий, выразивший итоговые размышления Акутагавы о разумном устройстве общества - о его политике, религии, философии, культуре, - обнаружил родство японского и русского писателей в понимании главного вопроса времени: что будет с человеком и человечеством, если будут попраны законы добра, справедливости, гуманизма, если миром будет править узаконенное насилие, если на всех уровнях общежития людей будет царить всёдозволенное зло.
Л. Сараскина "БЕСЫ": РОМАН - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ