Оригинал взят у
notya_bazileva в
Ведем работу над собой Занятие по развитию лидерских качеств
(мотивационное занятие)
Данное занятие проводится в сложившемся коллективе, либо в группе, где участники между собой знакомы
Упражнения для разогрева 20-30 минут
Игра «Почтальон»
Играющие держатся за руки, водящий-почтальон находится - в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи до Лены». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить письмо», то есть увидеть, у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок водит до тех пор, пока «письмо» не будет перехвачено. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.
Упражнение «Мы - взрослые»
Инструкция: «Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрослым. Во что вы будете одеты? Как будете сидеть? Сядьте сейчас так, как будто вы уже стали взрослыми? Как будете разговаривать? Как к вам будут обращаться другие люди?» Затем каждому из участников ведущий подает руку, и они представляются по имени - отчеству. Когда все участники побывают в роли взрослых, можно предложить обсудить, понравилось ли им быть в роли взрослых, почему? Спросить, кому из них лучше всего удалось справиться с ролью взрослого.
Упражнение «Кельтское колесо»
По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.
Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг.
Люди с Запада - это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности.
Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией.
Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.
По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо. Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.
Этапы:
7-10 минут на подготовку.
Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств.
Каждая группа рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные черты.
Каждая группа отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света.
Группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям соответствующих сторон света для решения общих задач. Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы. В конце у группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям, назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.
Основная часть занятия 1,5 - 2 часа
Упражнение «Дорога моей жизни»
Цель: анализ и самоанализ собственных ощущений, эмоций и чувств. Рефлексия жизненного опыта каждого участника группы.
Материалы: музыкальное сопровождение.
Время: 5-10 мин.
Процедура: участники группы создают круг. По очереди изображают через пантомиму процесс дорогу своей жизни, отражая сопровождающие чувства. В обратной связи члены круга озвучивают чувства, которые изображал протагонист, и анализируют собственные ощущения. Протагонист рефлексирует содержание, вложенное в пантомиму. В роли протагониста выступают все участники группы.
Вопросы для обсуждения (обратной связи):
«Насколько Вы смогли прочувствовать внутренний мир человека, выполняющего упражнение?»,
«Что вы при этом чувствовали?»,
«Удалось ли вам выполнить задание»,
«Были ли у кого-то похожие „дороги?“»,
«Возникали препятствия в ходе упражнения?»
Игра «Никогда не говори Никогда!»
Цели:
развить творческое мышление участников тренинга, их умение расширять поле проблемы и видеть многообразие подходов к решению задачи;
помочь участникам группы разобраться в себе и понять природу своих лидерских качеств;
потренироваться в преодолении внутренних барьеров, страхов перед неизвестностью, зажатости.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: картофель, трубочка для коктейля; куски шнура, бумага и ручки для каждого участника.
Время: до часа.
Ход игры
Сказав себе: «Я никогда не справлюсь с ...», мы заранее настраиваем себя на неуспех, на проигрыш. Подобное самореализующееся пророчество заведомо ограничивает наш творческий потенциал, уменьшает возможности. Умение концентрироваться, заряд оптимизма («Мне это удастся!»), готовность расширить рамки поиска решения проблемы за пределы обычных, банальных выводов - вот что тренирует данное упражнение. Не забудем, что Томас Эдисон провел 10000 неудачных опытов, пока создал электрическую лампочку! Терпение + Вера в успех + Развитое творческое мышление = Победа.
Тренировка этих составляющих и лежит в основе следующих заданий.
Картошка
Показываем команде большую сырую картофелину и трубочку для коктейля. Вопрос: «Можно ли проткнуть картофелину трубочкой за одну секунду?» Выслушав ответы, предлагаем проверить это опытным путем. Трубочка должна пройти через картофелину насквозь!
Решение: как правило, игроки не могут преуспеть в решении задачи и начинают заявлять о невозможности выполнения задания. Однако реально это возможно. Тренер демонстрирует это, взяв трубочку в руки, зажав пальцем отверстие с одной стороны и резким сильным ударом пробив картофелину насквозь! Тонкость заключается не только в резкости и силе удара, но и в том, что, зажав трубочку с одной стороны, мы используем столб воздуха, заполнивший ее и придавший ей определенную жесткость.
Узел
Каждый из участников получает кусок тонкого шнура длиной один метр. Задание таково: взяться за края шнура и, не выпуская из рук концов его, завязать простой узел.
Решение: как правило, решение задачи не дается участникам тренинга с легкостью. Иногда в течение долгого времени они могут биться над поиском ответа и не найти его без вашей подсказки.
Чтобы решить задачу, нужно выйти за рамки привычного хода мысли. Успех - в правильной подготовке до начала игры:
Положите перед собой на стол или на другую ровную поверхность шнур.
Сложите руки крест-накрест, сядьте в позу образцового ученика.
Возьмите из этого положения концы шнура в руки и без труда завяжите простой узел!
Упражнение «Выборы»
Перед вами несколько персонажей: весельчак, «франт», неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум - две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете? Группа оценивает вашу находчивость и решает, удалось ли вам получить подпись или нет. Тот, кому удается собрать наибольшее количество подписей, выигрывает.
Просмотр видео:
Все начинается с победы над собой (действительно сильная мотивация!) (2 минуты)
Обсуждение видеоролика
Просмотр видео :
Мотивация (2 минуты). Обсуждение видеоролика
Упражнение «Я собираюсь все бросить и написать себе письмо»
Цель: Подвести итоги основным знаниям и навыкам, полученным в ходе тренинга.
Завершить тренинг на позитивной ноте.
Обеспечить базис для следующего занятия.
Ход упражнения: Каждому участнику было предложено написать себе письмо, в котором он резюмирует знания и навыки, полученные в ходе тренинга. Ведущий объяснил, что письма будут разосланы всем через месяц. Участники могли включить в письма то, о чем хотели бы себе напомнить (например, как можно по-новому реагировать на ситуацию стресса или как быстро и эффективно восстановить энергетический баланс после рабочего дня и др.).
Письма вкладываются в конверты, на которых надписывается реальный адрес, и заклеиваются. Ведущий собрал конверты у участников. Через месяц письма отправляются адресатам.
Рефлексия.
Какие впечатления вызвало данное занятие?
Вынесли ли Вы для себя что-то новое или полезное?
Где и какие сложности Вы испытали на сегодняшнем занятии?
Что хотите сказать лично от себя? (может быть пожелания группе, себе)?