Послушал комментарий ведущего одной известной фм-радиостанции по поводу недавнего сбоя на РТС. Уважая первоисточник, все-таки должен признать, что содержательности в сказанном было мало. Что только автор комментария не вспомнил: и остановки бирж, начиная аж с 1997 года, и технические сбои, и даже желание всех зарабатывать прибыль, мол «все зарабатывают прибыль»... Видимо, последнее особенно беспокоит комментатора. По-моему это был какой-то «поток сознания», причем, давольно путанного и перегруженного событиями, собственными эмоциями говорящего и даже его отчаянием. Все смешалось в одну кучу. Но в чем-то он был прав...
Конечно, последний сбой на РТС не рядовое событие. В свое время я много говорил о сбоях, штрафовал биржу, пытался прекратить конкурс ЛЧИ, короче, «оказывал давление», как додумывали некоторые, связывая это «давление» с ведущимся тогда жарким спором о слиянии бирж. И так получилось, что последний сбой произошел именно в первый день работы уже объединенной биржи. Объединение бирж и технический сбой стали одномоментными событиями. Случайно ли? Вот это вопрос...
...Весной 2007 года тогдашний руководитель ФСФР О.В.Вьюгин
впервые предположил и даже предложил создание единой биржи . К этой теме он потом почти не возвращался, но дискуссию открыл именно он. Возьмусь сделать публичным второй важный исторический факт в деле объединения бирж. Заняв место руководителя ФСФР в мае 2007 года, я первым делом отправился на встречу с вице-премьером и министром финансов А.Л.Кудриным, чтобы обсудить возможные направления развития финансового рынка. В разговоре он как бы между прочим спросил меня, мол, а может следует объединить биржи? Хорошо помню свой ответ: следует!
Эту же тему я обсуждал в руководителем Банка России С.М.Игнатьевым в сентябре 2007 года, буквально в те дни, когда менялся состав Правительтсва. Тот диалог был важен, так как именно в этот период своей особой остроты достиг конфликт между РТС и ММВБ по поводу капитализации расчетного депозитария РТС - ДКК. Брокеры просили меня встать на их сторону и убедить коллег из ЦБ (а принадлежавший ЦБ расчетный депозитарий ММВБ НДЦ владел долей в ДКК) в необходимости увеличения капитала ДКК. Тогда я открыто поддержал РТС и брокеров, в итоге конфликт удалось урегулировать.
Мое участие в этом конфликте было во многом продиктовано желанием найти взаимпонимание между двумя биржевыми группами и их акционерами, которые в моем понимании должны были сами и совместно найти дорогу к построению на нашем рынке единой биржи. Конфликт этому мешал. Все мои последующие шаги и действия были направлены на то, чтобы реализовать однажды обозначенную и согласованную цель - создать единую биржу или хотя бы сделать это слияние необратимым. Сегодня я могу с радостью сказать, что этого удалось добиться. Я не хочу приписывать себе лавры победителя, пусть судят другие, но сторонним наблюдателем этого процесса я точно не был. И не только потому, что много об этом говорил...
...Слияние бирж никогда не было для меня самоцелью. Да и для рынка это не может быть целью. Я всегда повторял одну и ту же «мантру»: нужна конкурентная организация, чтобы реально противостоять напору зарубежных площадок. «Ваши конкуренты не в России, а за ее пределами», - я пытался всякий раз разъяснить представителям прежде всего РТС свою позицию. Но что значит конкурировать с зарубежными площадками и им противостоять? Значит, быть эффективными, значит, иметь высокий технологический уровень, быть привлекательными для инвесторов, для эмитентов... Нужны очень отлаженные технические процедуры, четкое видение перспектив и приоритетов. С этим как раз и были проблемы.
Команда специалистов РТС всегда была, да и остается очень динамичной, открытой к новациям: продуктам, услугам, инструментам. Но на каком-то этапе произошла сильная деформация представлений об адресатах всей этой "инновационной мотивации". Конечно, нужны внутренние инвесторы, вопрос: какие и зачем. РТС сделал ставку на так называемых частных трейдеров, по сути спекулятивно настроенных индивидуальных инвесторов, причем, весьма технологически продвинутых. Отсюда и способы общения: конкурсы, вечеринки, агрессивный маркетинг, пропаганда алгоритмов, спекулятивные продукты.
На каком-то этапе коллеги из РТС так увлеклись, что начали терять ощущение реальности...
Сколько раз я напоминал и акционарм биржи, и ее руководству о необходимости стратегии (так ее никто и не показал). Сколько раз говорил, что концентрация внимания только на спекулятивных трейдерах-инвесторах может обернуться потерей более серьезного клиента. Сколько раз говорил, что раскрученный ФОРТС низколиквиден и скорее отпугивает своей спекулятивностью серьезных «хеджеров». Ругал.
Не только ругал, но и помогал развить рынок. Беспрецендентная налоговая «амнистия» трейдеров в 2009, когда фактически участникам ФОРТС были предоставлены налоговые преференции задним числом с 2008 года, способствовала развитию этого рынка. Но это требовало и большей ответственности.
А ответственность оказалась лишь в том, чтобы все больше и больше привлекать мелких спекулятивных трейдеров всякими «примочками», далекими от потребностей серьезного рынка диривативов. «Подковыривая» руководство биржи вопросами о логинах, доступах, конкурсе ЛЧИ, мне очень хотелось, чтобы они прежде всего, сами себе дали честные ответы и увидели растущие неминуемые риски. Ведь движение к объединению бирж с каждым годом шло с нарастающими темпами. Наши дискуссии переходили в жесткое противостояние. Брокеры и РТС протестовали, некоторые в эмоциях переходили на прямые оскорбления... И что?
... В итоге объединение стало реальностью. И многие брокеры и менеджеры РТС со свойственным им задором переключились на объединительный процесс. И вот уже как единая команда под бой колокола ММВБ они радуются началу объединенных торгов. И...
...Тут-то и дает себя знать все то, что хотелось раньше замолчать, скрыть, отбросить, выкинуть с дискуссионного поля. «Запраздновать» и «завечеринить». Нет не объединение виновато в последнем сбое. А то, что в ходе борьбы «против» объединения, как и потом в ходе совместной работы «за» объединение, просто игнорировалось. Очень хотелось сохранить красивую картинку блистательной и прекрасной РТС. Но сохранив картинку «до», фактически потеряли лицо «после».
Я слышал как Роман Горюнов в радио-эфире убедительно давал отпор ведущим все той же радиостанции: «Вы искажаете ситуацию!»... А я бы особенно выделил его слова, которые, как мне показалось, радио ведущие не услышали или не придали им значения. Он говорил примерно так: инвестор имеет отношения с брокером, а не с биржей, то, что инвестор видит на мониторе, транслирует ему брокер, а не биржа, не стоит спешить совершать операции, лучше разобраться с брокером... Да, все так!
...Было бы так, если бы все время до этого события, не было бы по-другому. Сколько слов сказано о фактически прямых доступах в торговую систему, о логинах? А все эти «сказки» про VIP-логины, от которых РТС всегда публично открещивалась, но про них все знали и сплетничали? На РТС система торгов на ФОРТС во многом была построена так, что брокер был совершенно технической фигурой-ширмой. И конкурс ЛЧИ достраивал эту ширму и украшал ее красивыми бантиками сверх-доходности. И я старался как мог, чтобы на РТС об этом задумались и услышали это. Не услышали.
На днях именно эта «глухота» и сыграла злую шутку с участниками рынка и с РТС. Потому, что инвестор был не готов к тому, чтобы что-то спрашивать брокера. Он к этому не привык, его от этого по сути отучили, вбив ему в голову совсем другое: есть он и биржа. Все последние годы сама биржа именно так выстраивала отношения со своими клтиентами. И должен был случиться вот такой сбой, чтобы вновь появился шанс серьезно задуматься о том, что это ошибочная политика...
Прочитав это, мне могут сказать, что я все смешал в кучу. И я не буду отпираться, это действительно куча накопившихся нерешенных проблем, умноженных деформированной маркетинговой стратегией. И разгребать ее нужно будет объединенной бирже. Хорошо, что наконец-то объединенной....