Наверно, надо все таки рассказать о нашем семейном образовании побольше, поскольку есть вопросы у людей, и мне приходится каждому отдельно отвечать на разные вопросы. Постараюсь максимально подробно все рассказать.
Сначала предисловие. Когда Гриша заканчивал 5 класс, а Алеша 4-ый, мне пришло в голову Алешку подтянуть сразу до 6 класса после 4-го. Алеша вообще мальчик уникальный. Он очень одарен могзами. Он хорошо, быстро и нестандартно мыслит. У меня просто волосы шевелятся от того, как, КАК он думает? Ну вот пару примеров (возьму вчерашние события, но по ним можно ориентироваться на Алешу во всем). В электронном дневнике учителем написано домашнее задание по литературе (цитирую): "Чтение наизусть отрывка из "Слова...", Сочинение по "Слову..." Темы в тетради.". Ну то есть понятно, что дети проходили на предыдущих уроках "Слово о полку Игореве", обсуждали, разбирали, Алеша на этих уроках был, темы для сочинения записывал. В итоге он пишет и сдает сочинение по слову. По слову, как части речи. Как части предложения. Как слово, понимаете? Он пишет, как важно слово, мы им говорим. Он пишет, что если бы не слово, то и книг бы не было. Он молодец, написал целое сочинение, старался. И он на полном серьезе. Он во всем такой. Или вот вчера делал домашнее задание по истории. Прочитал параграф в учебнике. Потом взял рабочую тетрадь (это покупные тетради, в них уже есть вопросы по учебнику, к каждому параграфу, надо письменно на них ответить). Он ответил на воспросы и принес мне показать. Много, между прочим, написал. А оказалось, что это не та тетрадь, она от другого учебника, который они будут только в следующем полугодии использовать. Поэтому в учебнике, который читал Алеша и в тетради, которую он заполнил, не совпадают темы параграфов. Совсем не совпадают, вообще. Я говорю: "Алеша, тебя не смутило то, что в тетради другие темы?" Нет, не смутило. В общем, я к тому это все рассказываю, что если сейчас Алешу посадить в 11 класс вместо нынешнего 9-го, он скорее всего не заметит и будет также спокойно учиться на 4 и 5. Сегодня, кстати, Алешка писал олимпиаду по физике, он был в тройке тех, кого учитель выбрала для этой олимпиады. А Алеша между прочим, на 2 года младше своих одноклассников. Ну так вот, когда Алеша закончил 4 класс, мы за лето с ним освоили программу 5 класса, в конце августа написали контрольные работы по основным предметам и его сразу зачислили в Гришкин класс. Поэтому в 6 класс они пошли вместе, пока еще в школу. Мы решили, что Алеше надо дать время привыкнуть к новому статусу, хотя бы первую четверть.
Раньше, когда я была школьницей, мы учились 10 лет. А мои дети учатся 11 лет. Так вот этот год - лишний. Началка у них была очень сильная, интересная, хороший старт, а 5 класс - сплошной разброд и шатание. По сути - повторение началки. На дом ничего не задавали почти, к концу 5 класса Гриша отупел и обленился, а что было бы с Алешей - даже представить страшно. Он просто от рождения ленивый так, как никто из моих знакомых. И поэтому мы дернули Алешку на год вперед, а поскольку он и так пошел в школу в 6 лет 5 месяцев, то он стал на 2 года младше своих новых одноклассников.
В сентябре их совместного 6 класса мы уже вовсю обсуждали с мужем семейное образование. Почему оно показалось нам хорошим для нас вариантом:
1) Самое основное - мы хотели, чтобы мальчики поступили в профильную физмат школу, например 179 в Москве или 5 Лицей при МФТИ в Долгопрудном. Чтобы туда поступить, надо сдавать устно олимпиадную математику. Причем там дикие конкурсы, похлеще, чем в институт. А эта олимпиадная математика вообще ничего общего не имеет со школьной. Мой муж по образованию математик, и он сам вполне мог подготовить мальчишек к поступлению. Но для этого у них должно было быть много свободного времени. А когда они пошли в школу, этого времени было крайне мало.
2) Я давно присматривалась к семейному образованию. Мне вообще в школьной системе тесно, мне все там жмет. Я обожаю учить сама, я работала репетитором по математике когда-то, и вообще люблю заниматься с детьми. Тем более уход от школьной системы освобождал нас и мы могли сами выбирать график своей жизни. Хотелось попробовать - насколько нам всем будет дома хорошо. Ну и тут про мальчиков стоит упомянуть очень важный момент. У них не было в школе друзей. Они были в ровных нормальных отношениях со всеми одноклассниками. Они сами хотели учиться дома, когда мы спросили их мнение. Они не то чтобы были дико рады, но и не горевали. Они были вполне самодостаточны и им друг друга хватало.
Со второй четверти мы официально перешли на семейное образование. За предыдущие учебные года у меня сложились хорошие отношения с руководством нашего лицея, и директор не то, чтобы обрадовалась нашему уходу на СО и не то, чтобы кинулась помогать, но она - самое главное - не мешала нам. Директор учила еще когда-то моего мужа, а он закончил школу с медалью и вообще очень одаренный человек, поэтому у администрации лицея не было подозрений в том, что наши дети будут на СО бить баклуши. Директор приняла наши условия обучения и приняла тот договор об аттестациях, который я сама составила. Пару недель я изучала правовой вопрос, читала закон об образовании, его статьи и положения. За эти пару недель я поняла, чего на самом деле хочу на СО, получила одобрение мужа, а потом и директора лицея.
Думаю стоит упомянуть еще вот что. Я профессионал упорядочиваний и систем. У меня в плане организаций все всегда четко и ясно. У меня заранее была программа, учебный план, от которого мы никогда не отходили. Я все готовила наперед. Поэтому я была уверена в том, что семейное образование я потяну. Даже не то, чтобы потяу - я им буду наслаждаться) Сначала так и было. Все таки к моей системе вернусь.
Суть моей системы СО была в следующем.
1) Аттестации мы сдаем экстерном. По каждому предмету 1 экзамен в году. Устные мы сдавали с октября по январь, все остальные с февраля по апрель. Исключением были математика и русский. По ним мы сдавали 2 экзамена в год - в конце полугодий.
2) в школу мы не ходим совсем. Только 1 раз узнать, в каком виде учитель будет принимать экзамен и второй раз на сам экзамен. Дети ходили сами на консультации, учителей они знали, учителя знали их (познакомились в начале 6 класса). Я писала детям подробный список вопросов, которые надо задать учителю, дети задавали и письменно писали ответ. Приносили уже понятную мне схему сдачи предмета.
Вот мои вопросы того времени:
3) мы пользовались всеми учебниками из библиотеки, мы участвовали во всех школьных олимпиадах, в которых хотели участвовать.
В ноябре мы уведомили Управление об образовании нашего города о том, что дети теперь будут на СО. Наше уведомление рассмотрели и прислали нам бумагу (а так же такую же бумагу в школу) о том, что они не против, но будут за нами пристально следить. И если что, то прямо будут нас судить, как безответственных родителей.
С декабря мы начали сдавать аттестации.
Вот график сдачи, который я составила. Мы его никогда не нарушали, всегда укладывались.
На каждом экзамене дети имели при себе составленные мной листы отчетности (на случай, если учитель сменится или забудет), в которых учитель расписывался и подтверждал, что экзамен сдан.
В конце учебного года (у нас это был апрель) я сдавала листы отчетности нашему куратору (это был завуч средней школы). И мы были свободны до октября.
Мальчики участвовали в олимпиаде по математике и еще писали "Кенгуру" в школе. "Кенгуру" у них первое и второе место в лицее было, по математике - в параллели. На городскую олимпиаду по математике отправили лишь одного человека от параллели, так захотело Управление по образованию. И это был Алеша, потому что у него было первое, у Гриши второе. В городской олимпиаде Алеша занял 2 место. Да и то только потому, что вместо положенных 4х часов он писал ее 2. А дальше ему стало скучно и он ушел. Я же говорю - у него все не так. Это все, что касается школы.
Теперь стоит рассказать, как было устроено наше семейное обучение внутри семьи. Оно было нацелено на поступление в физмат лицей, поэтому программа наша была гораздо сложнее и глубже, чем в нашей школе. Мой муж программист, работает дома, поэтому он мог включаться в учебу детей.
Около 8 утра мы начинали уроки. Конечно, у нас не было звонков и мы не придерживались четкого времени. Но примерно получалось так. Около 8 начинали уроки, сначала вел папа олимпиадную математику и физику (в 7 классе), часа 2. Разбирали вчерашнее домашнее задание (его мы всегда давали), учились новому, разбирали новые задачи. Часто были контрольные небольшие, нацеленные на понимание материала. Потом папа заканчивал, подключалась я. Прежде всего у нас были русский и математика (тоже разбирали домашнее задание, изучали новую тему), потом еще 2 предмета, который сдавали в этом месяце. Учились примерно до 12-13 часов, когда как. Потом дети делали домашнее задание.
К каждому уроку мы готовились. Муж по своей системе, я по своей. Расскажу о своей.
В воскресенье (это был единственный выходной) я готовилась к урокам на целую неделю. Я читала учебники по всем необходимым предметам, разбиралась в темах, писала подробый план занятия, что рассказывать, какие номера и упражнения делать на уроке, какие дать для самостоятельного разбора. Подготовка в воскресенье занимала у меня почти весь день. Конечно, с перерывами, но все же. По математике и русскому мы разбирали номера из учебника, по устным предметам типа географии и истории, мы вместе на уроках читали параграф, обсуждали его, разбирали прошлую домашнюю работу. Работали с атласами. Было много работы с тетрадями на печатной основе (тетради, написанные к учебникам). Сочинения меня научила писать наша куратор, она же завуч, она же учитель русского и литературы. Она сначала очень была со мной строга и холодна, но в процессе общения мы очень подружились и она уже с теплом общалась со мной. Она научила меня алгоритму, по которому пишутся сочинения, а я рассказала его мальчшкам. С сочинениями мы тоже справились. У нас их было штук 7 за год что ли.
По английскому у нас был репетитор. По физре нам зачли справки из школы олимпийского резерва по фехтованию, куда мальчики ходили в то время. По музыке я сделала 10-и минутные ролики о Моцарте и Бетховене, о Денисе Мацуеве и Анне Нетребко (это просьба учителя музыки). По Технологии мы все вместе делали руками какие-то проекты. По ИЗО я самозабвенно рисовала пейзажы и портреты))
Мы купили доску большую, на которой можно писать маркерами и у нас был почти класс). Стоит ли говорить о том, что при таком подробном и углубленном изучении всех предметов, мальчики легко сдавали экзамены на пятерки, получая при этом восхищение преподавателей? Мы все горели энтузиазмом, но не все хорошо закончилось))
Весной (в марте) во всех лучших школах физико-математического направления идут вступительные экзамены. В первый год (в 6 классе) мальчики поступали в 179 и 57 школу Москвы, и в 5 и 11 лицеи Долгопрудного (5 лицей при МФТИ, там ведут преподаватели ВУЗовские математику и физику), никуда мальчишки не поступили, не хватало знаний, ведь олимпиадной математикой начали заниматься только в декабре. Экзамены были устные, в несколько этапов. Не дотянули. Решили в 7 классе тоже продолжить СО, чтобы в марте снова пытаться поступить.
И тут началась жопа. Она называется "подростковый возраст". Возраст, когда родители перестают быть авторитетом. И начиная с осени наш Алеша стал устраивать истерики, постоянно спорить, кричать и бросать учебниками. Оно и раньше у него было, только поменьше масштабом. К февралю моя нервная система была похожа на тряпочку. Я как раз легла на очередную операцию. Муж тащил всю учебу на себе. Итак, в марте мальчики снова стали поступать в школы. Они сдали 12 устных экзаменов по олимпиадной математике за март. Это были очень, ОЧЕНЬ серьезные нагрузки для нас всех. Поступили только в одну школу из тех трех, что поступали. В 5 лицей Долгопрудного, как раз тот, что при МФТИ. И в 8 класс они пошли именно туда.
Кстати, Маша тоже была частью нашего образования) Ей тогда было 4-5 лет, она вместе с нами часто сидела, рисовала, занималась своими делами, потом уходила, конечно, часто в мультики, но не всегда. Но с ней я тогда меньше занималась, чем сейчас, конечно. Но всем было интересно)