Видимо, примерно похожая ситуация явилась причиной появления многим известных слов Аристотеля о том, что Платон хоть и друг, но
истина дороже.
Прочитал статью
nstarikov Почему Россия может и должна учить Запад. Уверен, что статья написана с хорошими целями. Уверен, что цели автора даже совпадают с моими. Однако, не совсем могу согласиться.
Во-первых, слова о том, что моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека, повторяют не только либералы, но и многие нормальные люди, потому что это так и есть, и так и должно быть. Это основной принцип такого понятия как свобода.
Дело тут не в страхе перед силой другого, а в моменте, который определяет границы свободы человека. Такие границы должны определяться не страхом, как это происходит у ущербных людей, а внутренними этическими, нравственными ограничениями, а если таких ограничений нет, то законом. Простыми словами, свобода каждого человека заключается в возможности делать все, что угодно, все, что ему хочется, если это не мешает другим, никак их не задевает, не приносит вреда, не запрещено законом, не является аморальным. Например, каждый человек свободен говорить и никто ему это не может запретить, однако на то, что, где и как он будет говорить, могут быть наложены определенные ограничения. Например, нельзя ругаться матом в общественных местах.
Во-вторых, не совсем корректно выражение, что права у личности появляются по факту рождения, а не по факту какого-либо полезного общественного деяния.
Права у любого человека действительно появляются сразу при рождении, уже благодаря только одному этому факту. Например, право на жизнь. Сами понимаете, что не совсем корректно говорить о том, что это право нужно заслужить.
Не стоит забывать и о том, что не все хорошие идеи придуманы исключительно русскими. Много хорошего придумано и древними греками, о которых мы вспомнили в начале статьи, и римлянами, чего стоит один Сенека с его век живи - век учись. Хорошие западные идеи не перестают быть менее хорошими лишь на том основании, что они западные. Здесь главный критерий, не чьи идеи, а хорошие идеи или плохие. Что никак не приуменьшает исторических заслуг русского народа и не делает его менее великим.
И по поводу справедливости.
Нельзя сказать, что мы достигли в этом направлении каких-то особенных и выдающихся успехов, чему-то
можно поучиться даже у Исландии. Возможно, в чем-то мы достигли больше, чем кто-то другой, но все-таки, можно лишь отметить, что мы на правильном пути, правда пока только в самом начале.
И нельзя впадать в крайности. Нужно быть очень аккуратным. Например, я ничего не вижу плохого в богатстве, большем, чем у других комфорте, если они достигнуты трудом при прочих равных условиях. Подчеркиваю особенно, при прочих равных условиях. Если один трудился больше другого, то нельзя нивилировать его усилия прогрессивным налогом, уравнивая его с остальными. Тупая уравниловка ни к чему хорошему не приводит. Работал больше и лучше, и получил больше и лучше. Но если работал, а не украл. А уж богатые и бедные будут в любые времена, в любой стране и при любом общественном устройстве. Вопрос лишь в том, как приобретено это богатство.
А вот со словами о том, что Русская цивилизация не только может, но и должна научить мир своим уникальным принципам, поделиться с миром терпимостью, мудростью, жаждой справедливости, я согласен целиком и полностью.