Недавно прошла волна сообщений, о том что Аэрофлот и Трансаэро запрещают продажу билетов «дешевле чем на сайтах авиакомпаний».
Я не поленился и посмотрел телеграммы. Там про «сайты» ничего нет. Да и невозможно такую проверку сделать в принципе. Все это прекрасно понимают. Агенства работают с Глобальнымы Распределительными Системами, и тарифами опубликованными в них. Если криворукие программеры сайтов авиакомпаний (в большинстве они именно такие) не могут вытащить дешевый тариф, а достают дорогой, то это проблема только сайта АК (авиакомпании). В телеграммах написано что «АК категорически запрещает продажу авиаперевозок на собственных рейсах авиакомпании по тарифам, ниже тарифов опубликованных в GDS (Глобальных Распределительных Системах)».
Теперь, кстати, и Чешские Авиалинии тоже.
Откуда ноги растут.
Весь бизнес агентств построен на том, что АК платят им комиссии с опубликованного в ГРС тарифа за каждый проданный билет. Плюс агенство может назначать дополнительные сборы, но они довольно малы и всегда указываются отдельно. Появление массы агрегаторов типа Момондо, Авиасейлз и Скайсканнеров привело к жесточайшей конкуренции на рынке. Часть агентств, довольно неплохо финансировалась инвесторами. Например, Эвитерра и Вантутрип. Они решили, что сборами и частью комиссии можно поделиться с клиентами. И стали продавать в убыток. Но зато брать объемом за счет первых мест на агрегаторах.
По факту что-то заработать, даже забирая всю комиссию АК себе - довольно проблематично, с учетом того, что платы за эквайринг, GDS-ам за доступ к сервисам, и зарплату сотрудникам никто не отменял. Если в добавок к этому дарить прибыль клиентам, то ее не хватит даже на работу в ноль. В итоге, когда поток вливаний иссяк, у некоторых агентств начались проблемы с финансами. Итог вы все знаете.
Теперь авиакомпании в пожарном порядке пытаются прикрыть эту практику. Но вряд ли что-то получится, потому что онлайн-агентства в своей массе работают на субподряде у крупных западных и отечественных сертифицированных в IATA агенств (сами они аккредтации могут и не иметь). А разрывать отношения с крутыми агенствами-агрегаторами которые продают довольно существенный процент билетов, из-за малого процента проданных «слегка дешевле чем стоило бы» никто не будет. Все равно AK получат свои деньги по-любому. И, например, чтобы не попасть совсем на адово бабло, Авиацентр и стал возвращать билеты, по которым штрафы за возврат невелики.
Вот как-то так. Все сказанное выше является моим личным оценочным суждением.