Краткая история евреев. Часть 4. "Народы моря" и закат Древнего Египта.

Aug 07, 2015 21:37

Как уже было рассказано выше, в начале XV в. до н. э. объединенная армия федерации племен союза "речену" Древнего Ханаана во главе с правителем города Кадеша была разгромлена войсками египетского фараона Тутмоса III, а вся эта территория с её населением подчинена власти фараона и включена в состав земель Египетской империи. Во всем Восточном Средиземноморье установилось египетское господство. В процессе войны отряды войска фараона вылавливали в на этой территории множество ватаг безродных хабиру и отсылали их караванами "пленных" в Египет на работы -  выращивать злаки и ухаживать за скотом на пастбищах. Также в качестве пленных отсылались в Египет на работы и пленные из состава автохтонных племен этой, завоеванной армией фараона Тутмоса III, территории.



При этом, как было показано выше, никаких иудеев-евреев - в их библейско-иудейском толковании - не только среди десятков тысяч пленников, уведенных за тринадцать походов из этих земель всего Ближнего Востока в Египет войсками Тутмоса III, но и среди всех покоренных стран и их народов - не было даже в помине. Также нет ни одного свидетельства о появлении иудеев-евреев ни в одном из документов или памятников архитектуры целого ряда последующих за Тутмосом III фараонов. Как и нет ни одного свидетельства о появлении на подвластных Древнему Египту того периода землях у какого либо инородного племени или союза племен монотеистичной религии - культа признания единственного бога и поклонения этому единственному богу-всесоздателю. Как и нет ни одного документа, подтверждающего возникновения такой религии на территориях подвластных державе Хеттов или последующей Ассирийской державы. Не было такой религии и такого культа нигде до самого начала I тысячелетия до н.э. Вообще не было. Попытка ввести монотеистический культ единого бога Атона - бога Солнца - фараоном Аменхотепом IV, переименовавшим себя на 9 год своего правления в Эхнатона (суммарно правившего с 1353 по 1936 гг. до н.э.), закончилась в результате скрытого противодействия подавляющей части жречества и большинства простого люда Египта полной неудачей.

[Spoiler (click to open)]
Не только жрецы и знать, но и средние слои населения не поддерживали фараона Эхнатона с этой его насильственной монотеизацией политеичной (многобожной) религии египтян. Расправляясь с помощью жрецов храма Атона и своими наиболее приближенными знатными чиновниками царства со своими противниками, Эхнатон ничего не давал им взамен. При этом данный фараон полностью недооценивал значение идеологического фактора. Народ за многие столетия привык к своим богам, верил в них, и, конечно, никакие декреты и административные меры не могли принудить его отказаться так быстро - в течение нескольких лет - от религии предков. За Эхнатоном закрепилось прозвище «Враг из Ахет-Атона», которым летописцы обозначали царя в свитках после его смерти, не желая произносить имени. Эхнатон оказался в изоляции. Впервые в истории Египта, дабы удержаться на престоле, он вынужден был прибегнуть к помощи наемников, скорее всего обитателей Эгейских островов.

Правда, по некоторым намёкам, очень смутным и неопределенным, можно предположить, что в последние годы правления под воздействием матери царицы Тейе, или просто осознав надвигающуюся опасность, Эхнатон отказался от монотеизма и пошёл на некоторые уступки. По-видимому, в связи с этим у Эхнатона произошёл разлад с его главной женой Нефертити, ревностной сторонницей культа Атона. Так как, начиная с 15-го года правления Эхнатона, имя Нефертити не упоминается, как это было ранее, рядом с именем фараона, хотя точно известно, что она была жива и после смерти Эхнатона. Эхнатон правил не менее 17 лет, последний известный год его правления - 17-й. Многие исследователи считают, что он был отравлен, так как на одной из росписей изображено покушение на него именно из-за насаждения монотеизма в Древнем Египте. Сразу же после его смерти, официальный культ Атона был официально заменен на прежний культ пантеона богов под главенством бога Амона.

При фараоне Рамсесе II, правившем приблизительно в районе 1279- 1213 годов до н. э., из уже из XIX династии фараонов Древнего Египта произошла религиозная реформа - упорядочение и усовершенствование сильно разросшегося к тому времени состава всего пантеона богов Древнего Египта, включая и самих фараонов-богов. В связи с этой реформой была затеяна огромная программа строительства новых храмов, храмовых комплексов и инфраструктуры всего Нижнего Египта. Подавляющее большинство всех рабов фараона - как из Древнего Ханаана, так особенно из усмиренной Рамзесом II Нубии (области части Среднего и всего Верхнего Древнего Египта в долине Нила, между первым и шестым порогами) - оторвали от пастбищного животноводства и отправили работать на стройках и на полях (выращивать пшеницу и иные злаковые культуры для всё возрастающего населения Египта).

Нубия



В эти годы и начинаются войны Древнего Египта с переселяющимися на принадлежащую фараонам Египта прибрежную территорию Ханаана «народами моря».

«Народы моря» - это группа средиземноморских народов, массово двинувшаяся переселяться из региона Эгейского моря (Балканы и Малая Азия) к границам Египта и государства хеттов из-за так называемой «катастрофы бронзового века», произошедшей в середине XIII века до н. э. Данная «катастрофа бронзового века» бяла связана с сильной тектонической активностью в регионе Черного моря (до этого сугубо внутреннего моря - аналогично современному Каспийскому морю) и Эгейского моря - мощными землетрясениями, которые привели к резкому расширению границ этих морей в связи с опусканием огромных прибрежных районов ниже уровня мирового океана и потому ухода этих территорий со всеми находившимися на них населенными пунктами и целыми городами под воду. В результате данной тектонической акивности и возник пролив между Средиземным (через Эгейское море) и Черным морем - современные проливы Босфор и Дарданеллы.

Эта катастрофа и вынудила к переселению целые союзы племен, заселявших прибрежные районы этих морей. В числе этих «народов моря» были племена: шерданы, тирсены, турша, филистимляне и чаккаль, дануны, фригийцы, шакалеша, акайваша (ахейцы), гараманты, луки, тевкры. Огромная масса этих «варварских» племен, включавшая в себя как народы, говорившие на различных диалектах древнегреческого языка (сюда входят дорийский и близкий к нему западногреческий диалекты), так и народности негреческого, фракийско-иллирийского происхождения, снялась с насиженных мест и устремилась на юг - в области Средней Греции и Пелопоннеса, которые в тот период хотя и не подверглись такому опусканию под воду, но подверглись за несколько лет до этого значительным разрушительным землетрясениям и пожарищам от выбросов вулканической массы «проснувшихся» в тот период вулканов Греции и Пелопонеса.

Маршрут, по которому шло вторжение, отмечен следами развалин и пожарищ. Эти развалины и пожарища были вызваны как недавней активностью вулканов, так и самим вторжением племен переселенцев с берегов Черного моря. На своем пути пришельцы захватили и разрушили множество микенских поселений. Погиб в огне пожара Пилосский дворец. Само место, на котором он стоял, было предано забвению. Серьезно пострадали, хотя и не были окончательно захвачены, цитадели Микен и Тиринфа. Хозяйству микенских государств был нанесен непоправимый ущерб. Об этом свидетельствует быстрый упадок ремесла и торговли в районах, наиболее пострадавших от землетрясений и последовавшего за ними вторжения... Таким образом, на рубеже XIII-XII веков до нашей эры микенская цивилизация перенесла страшный двойной (стихии и вторгшихся пришельцев), после которого она уже не смогла оправиться.

Само название «народов моря» египетского происхождения - так египтяне называли в XIV- XII вв. до н. э. ранее неизвестные им северные народы, жившие за Средиземным морем. Некоторые из них были известны египтянам еще до нашествия на Египет.

Во время битвы при Кадеше ок. 1274 г. до н. э. в египетском войске сражались SRDN, а в числе союзников хеттского царя были RK и DRDNJ.

На стеле фараона Мернептаха - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1212-1202 годах до н. э., из XIX династии - в связи с первым нашествием на Египет «народов моря» ок. 1208 г. до н. э. (на 5-м году правления фараона) в составе ливийской коалиции вождя Мраиуйа названы SRDN, RK, JKWS, TRS и SKLS. Их нападение войска фараона Мернептаха отразили, выиграв битву у города Периру, в районе Натровых озер. Военные события у берегов Египта и в Азии развернулись практически одновременно с напряженными конфликтами как в глубине египетского царства - в Нубии, так и на западных границах Египетского государства. Видимо, на 4-ем году Мернептах совершил поход в Палестину с целью подавления начавшихся там восстаний. Египетскими войсками были успешно взяты города Аскалон, Гезер и Иеноам и разгромлены ханаанские племена и хабиро-гиксосские общины: «Уведен был Ашкелон, схвачен был Газру, Иеноам сотворен несуществующим, Израиль пуст, нет его семени».

Восставшие города были сурово наказаны. Гезер, возможно, выдержал долгую осаду, так как Мернептах впоследствии именовал себя в своей титулатуре «связывающим Гезер». В ходе этого похода египтяне захватили свыше 9 тысяч рабов. Среди пленных, приведенных в Египет в результате этой кампании, упомянуты обитатели Ханаана, а также Шасу - племена бедуинов, обитавших между египетской дельтой и Палестиной. Точные даты этих событий, затронувших судьбу лишь юга Палестины, неизвестны, хотя, впрочем, и особо важными они не считались: в большой надписи Карнака им, по-видимому, просто не хватило места, и мы знаем о них из фрагментов текста триумфальной Стелы о захвате и уводе в плен хабиро-гиксосской общины ханаанского города Израиль и ханаанского города Амада.

Несмотря на то, что очень мало известно о египетском присутствии в Палестине во время правления Мернептаха, упоминание ханаанского города Израиля на триумфальной Стеле, единственное среди всех египетских текстов упоминающих Израиль, причём именно как город. Тем не менее это упоминание на триумфальной стеле царя вызвало поток спекуляций на еврейскую тему в литературе. Довольно долгое время утверждалось, что именно Мернептах был фараоном еврейского Исхода. Однако подобное утверждение абсолютно необоснованно и не имеет под собой никаких оснований. Ибо, во-первых, Мернептах прожил более пяти лет после событий, упомянутых в триумфальной Стеле относительно захвата города Израиль и увода всех его мужчин в плен. Кроме того, опровержением такой спекуляции является сама великолепно сохранившаяся мумия Мернептаха, не носящая никаких следов пребывания в соленой морской воде, а потому никак не может быть телом некоего мифического царя, якобы утонувшего в Красном море согласно еврейской Торе от Ездры во время вывода легендарным Моисеем евреев из Египта. Но имеется и еще одно очень серьёзное опровержение этой спекуляции - сам тот истинный Исход, какой якобы возглавил Моисей (который согласно иудейской традиции Торы родился якобы в 1391 году до н.э., а выводил эфемерных на тот период евреев из Египта в 1302 году до н. э. - то есть якобы еще за сто лет до правления Мернептаха). И опровержение это связано с тем куда именно ушли те, кого вывел этот легендарный Моисей из Египта. Но о сути этого Исхода - несколько позже. Пока же возвращаемся к «народам моря».

На 5-м году правления фараона Рамсеса III - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1185 -1153 годах до н. э., из XX династии. - в районе 1181 г. до н. э. ливийцы под предводительством царя Термера восстали и вторглись в Египет с северо-запада. На рельефах храма в Мединет-Абу указано, что вместе с Термером действовали такие племена «народов моря» как PLST и TKJR. В числе союзников фараона на рельефах также изображают «народы моря» (возможно, SRDN). Ливийская коалиция была совершенно разгромлена египтянами.

На 8-м году правления Рамсеса III (ок. 1178 г. до н. э.) «народы моря» со стороны Палестины совершили второе крупное вторжение в дельту Нила. Названы народы PLST, TKJR, SKLS, SRDN, DNWN и WSS. Судя по тому, что вместе с воинами шли их семьи, это была попытка переселения. В тексте храма в Мединет-Абу упоминается большой перечень стран, не устоявших перед несокрушимыми армиями пришельцев: «Ни одна страна не выстояла против их рук, Хета, Кеди, Кархемиш, Ирчу, Ирса. Они опустошили эти (местности) и разбили стан в одном месте в земле Амор, люди которой пленены и которой как не бывало».

В ходе ряда ожесточённых сухопутных и морских сражений египтянам удалось частично разгромить противников. После этого, в результате мирного договора, между пришельцами и фараоном народы PLST и TKJR осели на землях в окрестностях Газы. Из египетских источников также известно о разгроме, который «народы моря» учинили в период 1200-1180 гг. в Арцаве (Лидия), Хеттском царстве, Угарите и Аласии (Кипре), захватив эти земли.

На 11-м году правления Рамсеса III (ок. 1175 г. до н. э.) ливийцы осадили пограничную египетскую крепость Хачо. Основную часть их войска составляли MSWS во главе со своим царем Мешешером. Состоялось сражение с подошедшим войском фараона, в котором ливийцы и их союзники всё же были разбиты, а их вожди попали к египтянам в плен.

Далее, остановленные в своем продвижении на земли Египта фараоном Рамсесом III, «народы моря» разделились на несколько групп племен, которые заселили как ранее принадлежавшие Египту земли Средиземноморского побережья, так и слабо освоенные до этого земли в регионе Западного Средиземноморья.

В результате этого возникло несколько новых племенных стран, в том числе и такая страна древнего мира как Финикия.

Финикия



Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200-800 год до нашей эры.

Отдельные поселения всего союза финикийских племен со временем превратились в самостоятельные племенные города-государства. В ранний период главную роль среди них играл Сидон, позднее его место занял Тир. Другие города Финикии - Акко, Ахзив, Сарепта Сидонская, Берит (современный Бейрут), Библ (Гебал), Триполи и Арвад. Также к финикийским городам того периода относят и расположенный к северу от Финикии Угарит (современная Рас-Шамра).

Название «Финикия» происходит, вероятно, от от египетского слова «фенеху» - «строитель кораблей», так как финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением. Более позднее греческое слово φοινως - означает «пурпурный», что возможно связано с производством пурпурной краски из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей. При этом существует еще и объяснение греческой трактовки названия Финикия от греч. Φοϊνιξ - «страна Феникса» (красного солнечного божества, появлявшегося с востока).

Впервые название Финикия встречается в греческом эпосе у Гомера и часто упоминается у последующих греческих историков. У Гомера название «финикийцы» - синоним «сидонян». По всей видимости, термин Финикия в тот период у греков был эквивалентом названия Ханаан. В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится уже в христианских евангелиях как «финикийцы» (см. Мк. 7:26; Мф. 15:22; Деян. 11:19; 15:3; 21:2).

Египетские надписи периода царствования фараона Рамсеса III говорят о кораблях неприятеля - шерданов (новых жителей Сардинии) - нападавших на Египет и разгроме флота шерданов «во время сна». Похоже, что дело происходило на море или на одном из нильских рукавов и что воинственные шерданы не ожидая нападения были захвачены египтянами врасплох. Пленные воины-шерданы были приняты на службу фараона и включены в ряды египетского войска. При этом они чувствовали себя, судя по документам, очень неплохо на службе у фараона, так как изображения, следовавшие за изображениями битвы, в которой они потерпели поражение от неожиданного нападения, показывают затем их бьющимися уже в Сирии и Палестине в первых рядах воинов Рамсеса. Рамсесу приходилось для усмирения восставших племен прибегать к помощи наёмников - тех же шерданов - представителей одного из «народов моря», заселивших до этого Сардинию.

Время правления Рамсеса III стало последним значительным периодом подъёма египетской государственности в эпоху Нового царства. Тридцатилетие его правления (приблизительно в 1185 -1153 годах до н. э.) ознаменовалось новыми военными событиями, колоссальным храмовым строительством. Эпоха бурных междинастических событий и переворотов миновала, Египет, сумевший сохранить своё фундаментальное богатство, вновь вступил в полосу расцвета царской власти в последний раз на протяжении своей трехтысячелетней истории.

Однако войны (как по усмирению восстаний ранее покоренных племен, так и с нашествием переселяющихся племен «народов моря») и огромные средства, затрачиваемые на строительство и содержание храмов, неуклонно разоряли казну фараонов и само подвластное фараоном Египта население (включая и пленных работников - «рабов фараона» - аналог современных гастарбайтеров в странах Европы), обогащая при этом местную знать и жрецов колоссального множества храмов. Бедняки закабалялись - превращались в «долговых рабов» местной знати, средние прослойки теряли постепенно экономическую независимость.

Большие дары и множественные привилегии храмам, которые всё больше и больше стали противопоставлять себя центральной власти, содержание уменьшившегося, но всё ещё большого войска, изнурительные войны, самоуправство местной администрации - всё это привело к резкому ухудшению внутреннего положения страны, к оскудению государственной казны. В результате чего эта казна, однажды, на 29-м году правления Рамсеса III, опустела настолько, что не было возможности в срок выдать довольствие ремесленникам и служащим царского некрополя в посёлке Дейр эль-Медина.

14 ноября шесть десятков мастеров из состава «рабов фараона», в основном каменотесов, плотников и маляров, отказались выполнять свою работу в Долине Царей. Рабочие, возглавляемые писцом Патурере и ещё двумя бригадирами «рабов», потребовали от работодателей довольствие за прошедший месяц, которое они так и не получили. Доведенные голодом до отчаяния, люди открыто выступали против верховной власти.

Отрывки туринского дневника описывающего очевидцем ход событий этого движения сообщают следующее:

"29 года, 10 второго месяца сезона Перет. Пролом пяти стен Некрополя рабочими, которые кричат: «Мы голодны уже 18-й день». Они сели на задней части храма Тутмоса III. Явились секретари тюрьмы Некрополя, двое начальников рабочих, два квартирмейстера и закричали: «Возвращайтесь». И они поклялись: «Возвращайтесь, у нас есть зерно фараона: оно сложено там, в Некрополе».

Рабочие послушались, но вероятно были обмануты; под следующим днём написано: «Новый пролом. Достижение южной части храма Сети II». На третий день явились к ним для переговоров прежние лица и военные власти, но рабочие не хотел с ними говорить. Призваны были жрецы; рабочие им сказали: «Мы ушли сюда от голода и жажды. У нас нет платья, нет масла, нет рыбы, пищи. Напишите об этом фараону, нашему милостивому господину, чтобы нам дали возможность существовать».

Чиновники испугались апелляции к фараону и выдали рабочим жалованье за предыдущий месяц; они, очевидно, собрались было его присвоить. Но беспорядки на этом не прекратились. Уже на следующий день начался бунт в крепости Некрополя:

"Сказал Пехор: «Уходите и захватите с собою инструменты, разбейте двери, заберите жен и детей; я пойду пред вами к храму Тутмоса III и посажу вас там».

Однако спустя месяц новые беспорядки повторилась по тем же причинам. Хроника отмечает:

"Прохождение через стены, прекращение работ в Некрополе. Явились трое офицеров гарнизона за рабочими. Тогда сказал рабочий Месу: «Именем Амона, именем царя, меня сегодня не заставят работать». Чиновники на это ответили: «Его нельзя наказывать, - он поклялся именем фараона».

Власти ничего не могли поделать с рабочими: те упорствовали и издевались над чиновниками. Чати Та в то время был в отсутствии; он сопровождал фараона на юг, «к богам южной страны, чтобы привезли их к празднику юбилея» (всё описываемое происходило незадолго до тридцатилетнего юбилея царствования Рамсеса III);

Однако в 28 день четвёртого месяца сезона Перет визирь фараона прислал в Фивы и приказал прочесть довольно странное послание: «Если я к вам не пришёл, то не потому ли это, что мне нечего вам принести? Что касается вашей речи: „не воруй наших припасов“ - то разве я для того поставлен визирем, чтобы воровать? Я в этом не виноват. Даже в закромах ничего нет, но вам все-таки дам, что найдется».

После этого рабочим действительно выдали половинные порции; они успокоились, но потом опять стали бунтовать. Что было позже - дословно неизвестно, ибо конец папируса не сохранился.

Но именно в этот период - в последний год правления фараона Рамсеса III (в районе 1153 года до н.э.) и начался уход многих «рабов фараона» целыми группами и даже местными поселениями этих «рабов» в земли, где они могли найти пищу и жильё или хотя бы оплачиваемую едой работу. А знать говотила в это время заговор по свержению и убийству фараона, который затем успешно и осуществила.

Итак, о легендарно-мифическом «Исходе евреев из Египта под руководством Моисея в Землю обетованную»...


Продолжение следует...

Previous post Next post
Up