В духе Офуны-5. «Слезы капали, поникли хризантемы» (о фильме «Двенадцать пар глаз»)

Oct 02, 2007 13:54


Тот, кому не посчастливилось познакомиться с экранизацией одноименного романа Сакаэ Цубои, не поймёт всей глубины и точности обвинений в сентиментальности творчества Кэйскэ Киноситы. Кажется, что в этой «воспитательной эпопее» режиссёр «выжал все слезы» из героев фильма.

…В деревушку на острове Сёдо (действие начинается 1928-м годом) получает распределение молодая учительница Хисако Оиси. Как и другую героиню актрисы Хидэко Такаминэ из фильма «Кармен возвращается на родину», девушку недоверчиво, но с интересом принимают жители острова, чувствуя за нею образованность и силу характера. У героини появляются первые в её жизни ученики - двенадцать крестьянских детей, чьими заботами, радостями и бедами долгие годы будет жить девушка…

Заведующий Информационным отделом Посольства Японии в России Коитиро Накамура говорил, что фильм очень популярен в Японии (Накамура-сан смотрел его в детстве). Популярность фильма меня не удивляет: мелодраматический сюжет проходит сквозь трудный этап жизни Японии (рост милитаризма, войну, жатву её итогов), не единожды воспетый послевоенным поколением кинематографистов. Но режиссер Киносита ведёт повествование отстраненно, почти не выходя за пределы идиллической ауры. В этом чувствуется созерцательная позиция, которая сегодня безраздельно связывается с именем Ясудзиро Одзу. Тем не менее, допуская лестное сравнение, надо признаться, что режиссер злоупотребляет сантиментами и методами опрощения частной жизни. Участники событий только и делают, что распевают песни, плачут и сплетничают. Последнее является способом движения сюжета: именно таким образом главная героиня, ведущая скромную незаметную жизнь, узнает, что кто-то из её учеников заболел, бросил школу, ушёл на войну или умер. Чрезмерное слезовыделение, омывающее каждое жизненное событие фильма, создаёт натужно страдальческий пафос, который не добавляет искренности и не повышает доверия к благородной судьбе, надо сказать, образцовой судьбе героини, честно прожившей жизнь, болевшей за своих подопечных, отказавшейся преподавать в условиях засилья милитаристской идеологии и вернувшейся в классы только после окончания войны. Закольцованный сюжет «тихой судьбы» с прекрасной концовкой, детально описанной в музейном каталоге ретроспективы, когда в финале ленты (как и в начале) мы видим гордый силуэт женщины на велосипеде, не искупает общего впечатления фильма - «радостного» упоения страданиями и высокопарного форсирования пафосного трагизма.

Оценка - 3,5 (из 6).

Просмотр: 30.09.2007, «Музей кино в ЦДХ», 35-мм проекция с англ.субтитрами, ч/б, перевод в зале.

Выходные данные фильма.

«Двенадцать пар глаз» / 二十四の瞳 (Нидзуси Но Хитоми).
Производство: "Сётику (Офуна)", 1954
Хронометраж: 155 мин.
Автор сценария: Кэйскэ Киносита по роману Сакаэ Цубои (1900-1967)
Оператор: Хирюки Кусуда
Художник: Кимихико Накамура
Композитор: Тюдзи Киносита
В ролях:
Хидэко Такаминэ (Хисако Оиси, учительница),
Юмэдзи Цукиока (Масуна Кагава),
Кунико Эгава (Мацуэ Кавамото),
Такахиро Тамура (Исокити Окада),
Тисю Рю (старый учитель),
Кумэко Ураба (жена учителя),
Сидзуэ Нацукава (мать Хисако),
Эйсэй Амамото (муж Хисако),
Нидзико Киёкава (владелица магазина).

Япония, Тисю Рю, Такаминэ, Кусуда, Тюдзи Киносита, Киносита

Previous post Next post
Up