Вчера посетил два удачных фильма, объединённых манящей красотой чужих краёв и расслабляющей туристской экзотикой - кажется, будто за городом отдохнул.
«Сны о рыбе»
Выходные данные: «Sonhos De Peixe», 2006, Бразилия/Россия/США, 111 минут, режиссёр Кирилл Михановский.
Просмотр: 26.06.2006, к/т «Октябрь», программа «Восемь с половиной фильмов» в рамках XXVIII ММКФ
Приятно видеть, как человек, появившийся ниоткуда, удивляет такой профессиональной и интересной работой. Кирилл Михановский, когда-то москвич, в юности эмигрировал в США, по первому образованию - лингвист, за рубежом закончил киношколу и в формате короткого метра поработал актером, сценаристом, оператором и режиссером. «Сны о рыбе» - его дебютная полнометражная картина.
Сюжет ленты в равной степени можно как уложить в двадцатиминутный ролик, так и растянуть до сериального метража. Главный герой - юный рыбак, который неравнодушен к двум вещам - к морю и к девушке из своей деревни. Он ищет пути к избраннице, но та не разделяет его тягу к родным местам и мечтает покинуть нищее рыбацкое поселение. Простая сюжетная линия, несмотря на банальность, оказывается весьма уместной внутри полудокументального фильма. Съёмки режиссер проводил с участием непрофессиональных актеров, в рыбацком посёлке (Байя Формоза), запечатлевая день за днём будни и праздники жителей этого места.
Картина очень многолюдна и стихийна - жители деревни ловят рыбу, ныряют на глубину, разделывают омаров, нянчат детей, смотрят сериалы, развлекаются на танцах. Удивительно, как человек, далёкий от этого образа жизни, смог проникнуться и передать зрителю «натуральность реальности». К концу фильма кожей начинаешь ощущать ветер атлантического бриза и сухость от солёной морской воды.
Можно картину покритиковать, но не хочется - хочется поаплодировать режиссёру, который во времена эгоистичного субъективного выпячивания авторских комплексов, так бережно обращается с окружающей обыденностью, вызывая своей картиной сравнения не со страстным латиноамериканским кино, а с «Историей Аси Клячиной», которая в свое время поразила всех виртуозной документальной поэтикой самой реальности.
Оценка - 4,5 (из 6)
Призы:
2006 - премия «Prix Regards Jeune» в рамках «Недели критиков» Каннского МКФ.
P.S. Кстати, рабочее название фильма было «Ана» - прямо как «Ася».
«Париж, я люблю тебя»
Выходные данные: «Paris, Je T’aime», 2006, Франция- Германия, 120 минут.
Просмотр: 26.06.2006, к/т «Октябрь», программа «Гала-премьеры» в рамках XXVIII ММКФ.
По-моему, замысел очень верный - запечатлеть (как когда-то лидерами «новой волны») образ Парижа глазами двух десятков режиссёров, регламентировав признания в любви пятиминутными игровыми эпизодами. Ведь город многолик, его невозможно объять одним взглядом, приватизировать его портрет.
Я в Париже ни разу не был, но он оказывается до узнаваемости родным. Подобно моим ощущениям, каждый зритель может найти в этом альманахе свой Париж, и прочувствовать, узнать что-то близкое только ему. Оказывается, сила очарования города как раз в том, что в нём находится место всем и каждому - католикам и мусульманам, чёрным и азиатам, среднему классу и гастарбайтерам, поклонникам Кёрта Кобейна и Оскара Уайльда, больным раком и больным дурью, родителям, потерявшим ребенка и одиноким людям, обретающим долгожданную любовь, а также - клоунам, незрячим, голубым, вампирам и ковбоям.
Как, скажите, после этого не влюбиться в этот город!
Оценка - 4,5 (из 6).