ММКФ-2007 (день шестой). Недозайдль, мост и красная улица

Jun 28, 2007 01:00

Начался день с пресс-показа фильма "Импорт/экспорт", скандальной ленты австрийца Ульриха Зайдля. Но через полчаса после начала, я сбежал с него на фильм, который советовали в кулуарах - удостоенную многих призов "Красную улицу" (режиссер Андреа Арнолд, получившая в 2003 году "Оскара" за короткометражку "Оса"). К сожалению, восторги оказались несколько преувеличенными. ...Главная героиня, работающая в службе слежения, дни напролет проводит перед панелью мониторов, фиксируя правонарушения на улицах города, и вскоре начинает следить за неким маргиналом, который, как ей кажется, сейчас совершит преступление. Поражает спокойное отношение авторов к теме "большой брат смотрит за тобой". Оказывается, эти службы могут заглядывать в окна домов, давать увеличение до таких размеров, что видны этикетки предметов, и могут следить за движущимся по городу автомобилем, переключаясь с одной камеры на другую (кошмар, конечно, но речь не об этом). Однако и камера не всё может охватить, и тогда героиня, увлекающаяся персональной слежкой, выходит из укрытия и знакомится с этим человеком... Сюжет не так прост - он будет меняться, а в конце и вовсе развернется неожиданной стороной. Тем не менее, почему я считаю, что "Красная улица" не так хороша, как её "раскрасили"? Потому что замечательная идея иллюзии экранной реальности (а в фильме работает несколько визуальных фактур - и кинокамеры, и изображения монитора, в который зритель всматривается вместе с героиней и, кажется, вот-вот уловит что-то значимое, необходимое для понимания)... Так вот, иллюзия реальности, её подмены - тема, которую режиссёр совершенно точно заявила, не удосужилась раскрутить до большей убедительности. А ведь могла получиться не рядовая психологическая драма, а парафраз "Блоу-Апа".
Ещё одним игровым фильмом была лента шведского режиссёра Андерса Нильссена - "Когда сгущается тьма". Уже одно название отсылает к ситуации максимального мрака и депрессивности. Я не обратил на это внимания, прельстившись творческим подходом "перемешанных историй" по принципу "Короткого монтажа", хотя правильнее было бы сравнить фильм с "Вавилоном", так как лента ориентирована на социально-психологическую тематику. Однако и "Вавилону" шведский фильм в подмётки не годится. Режиссёр сочиняет абсолютно бредовые сюжеты, самый раздражающий из которых - про южную диаспору (у них мусульманские имена, но персонажи носят распятия, и в фильме открытым текстом заявляется, что их вера не имеет отношения к исламу - видимо, режиссёр намеренно запутывал зрителя, поскольку бытописание этого клана весьма оскорбительно для любой национальности). Почему я на этом подробно останавливаюсь - потому, что при мейнстримной нарративности (последовательности, построении композиции, философии сюжета) фабула совершенно трэшевая. Первая - про южную диаспору в Швеции, которая жесточайшим образом уничтожала своих дочерей, достигших определенного возраста и желавших покинуть коммуну религиозных фанатиков. Бред. Другие новеллы не намного лучше: про армянина, владельца ночного клуба (новелла "Арам"), который попадает на мушку местной братве, и та начинает терроризировать всю его семью. Третий сюжет, об известной журналистке (типа Светланы Сорокиной), которая являла собою (на ТВ) пример человека с активной жизненной позицией, а дома она превращалась в жертву. В итоге женщина завязывает с ТВ, но её избирают в европарламент для развития программы по защите женщин от семейного насилия. Короче, режиссёр пытался самым немыслимым образом нагнать мраку и придать общественного веса своим фантазиям. Но продвинулся недалеко - а попсовой концовкой всех трёх новелл (в духе "Красного" Кесьлевского), поставил жирную точку на своём кино.
Самой сильной лентой дня оказался неигровой фильм - лента американского документалиста Эрика Стила - "Мост". Тема, на первый взгляд, спекулятивна - речь в ней идёт о самоубийцах, сводивших счеты с жизнью, прыгая в реку с моста Голден Гейт (Сан-Франциско). Авторы снимают трагедию на пленку, и затем проводят по факту съёмки свое расследование (берут интервью у родственников покойных, интересуются биографией и мотивами суицида, разбирают последний день жизни самоубийцы). Следует обратить внимание, что сам мост - Голден Гейт - снимался потрясающе разнообразно: разными фокусами, с разных углов, позиций и расстояний, избирался разный темп съемки, подбиралось замечательное муз.сопровождение. В какой-то момент мост стал почти одушевлённым персонажем фильма, словно взывающим к главной проблеме всех "своих" бывших и будущих самоубийц - отсутствии моста, моста взаимопонимания между людьми и внимательного отношения друг к другу.

Нильссен, Стил, Зайдль, Арнольд, ММКФ-2007, 2010's

Previous post Next post
Up