На "Послании к человеку" (Message to Man), проходившем на этой неделе в СПб, показали фильмы Кадзуо Хары - классика радикального документального кино Японии. Показы трёх его полнометражных фильмов прошли в (!) присутствии автора. Кто смотрел, знает, что каждый из фильмов Хары по-своему бесстрашен и достоин отдельного восхищения. Героями дебюта «Прощай, ЦП» (1972) стали инвалиды, страдающие от церебрального паралича, при том, что у Хары нет пафоса казенного милосердия. Его персонажи - самоотверженные безумцы, которые отчаянно борются за права и не боятся предстать перед камерой в самом непотребном виде. Второй фильм - «Предельно личные отношения. Любовная песнь 1974 года» - сделан в манере гонзо. В нём снялись сам режиссер и его жёны, бывшая и нынешняя. На грани тяжелой экзистенции они разбивают вдребезги представления о тихом традиционализме японской семьи. В лучшем фильме Хары - «Голая армия императора идет вперед» (1987) - ветеран Второй мировой, он же бывший политзаключенный, расследует акты казней и каннибализма в императорском полку, дислоцировавшимся в Новой Гвинее, и делает это с упорством маньяка, которого не могут остановить ни моральные дилеммы, ни закон, ни даже государственные границы и тюремные стены.
Что надо знать: фильмы Кадзуо Хары - образец решительного кино и манифест безжалостного реализма. Они включены в самые почетные списки, а столпы мировой документалистики, от Эррола Морриса до Майкла Мура, рекомендуют смотреть фильмы Хары тем, кто желает познать природу настоящего дока - кровоточащего, болезненного и живого.
На снимке - главный персонаж из "голой армии", практически камикадзе, кричит своему собеседнику (в русском переводе это звучит особенно эффектно и политически актуально): "Да мне похуй, я стрелял в Императора, которому мы поклонялись".