ММКФ-2019 (24). «Страна мёда (Медена zемја), 2019, Македония, реж. Любомир Стефанов, Тамара Котевска

Apr 26, 2019 23:30

Статистика успехов фильма впечатляет. Три премии Санданс (Большой приз жюри, приз за лучшую операторскую работу, спецприз жюри в секции мировой документалистики). А также высоченный балл на imdb (9,1 из 10). В заброшенной горной деревне Македонии живут две женщины - 55 и 85 лет. Жизнь их самая что ни на есть бессильная и нищая, переносящая в дремучие сельские времена «Дерева для башмаков» (понятно, что дебютный неигровой фильм режиссеров Любомира Стефанова и Тамары Котевска снят в наши дни). Та, что помоложе, дочь, занимается пчеловодством - ухаживает за ульями, прихотливо расположенными в расщелинах скал. Мед продает в Скопье, до которого добирается полдня пешком. Мать, слепая и почти глухая, прикована к постели. С самого начала фильма становится очевидным, что это тот редкий тип неигрового кино, который требуется смотреть на большом экране - идеально выстроенный кадр с богатой цветовой палитрой и шестиканальным звуком. Пчелы в запечатленных ритуальных действах с жужжанием летали по 2-му залу «Октября».

Атмосферу тишины и покойной, не сказать гармоничной, жизни двух женщин прерывает появление непрошенных гостей - кочующего табора турков, с шумным выводком детей и коровами в сто голов. Семья, разбившая свой лагерь по соседству, через забор, - шумная, крикливая, плутоватая, и тоже предельно нищая, несмотря на имеющийся скот (по ходу фильма коровы дохнут). С помощью доверчивой соседки новоявленные пчеловоды тоже начинают разводить улья на 'земле меда', но не соблюдают технику пчеловодства, торопятся снять урожай, халтурят. Кроме того, пчелы соседей начинают враждовать и под угрозой выживания оказываются оба хозяйства.

«Страна мёда» кажется постановочной. Невозможно себе представить при каких обстоятельствах и при какой мере доверия документалисты (пусть и снимавшие фильм на протяжении трех лет) смогли бы так аккуратно, последовательно и сюжетно внятно запечатлеть неподдельные знаки жизни - пререкания, интриги, разобщение, крах, смерть. Но эти догадки не отменяют значения и силы картины. Рой пчел играет в бликах света, превращаясь в белые хлопья, солнце танцует под дудку авторов, а мощь человеческой непосредственности столь ловко схвачена в кадр, что силе балканского темперамента позавидовал бы сам Кустурица. Издевательски талантливая по отношению к игровому «Страна мёда - кино особой чувствительности к мистической природе экранного изображения. Метафора безвозвратно уходящего времени, обнуляющего регулярными конфликтами жизнь на Балканах. Поэма победно красивых мест, обитатели которых оказываются в состоянии поражения и обречены начинать всё заново.






неигровое, ММКФ-2019, Македония, 2010's

Previous post Next post
Up