Оставляя за рамками обсуждения решения официального жюри, отмечу, что присуждения нерегламентных наград оказались более совпадающими со моими субъективными предпочтениями, что лишний раз говорит о том, что присуждение наград в официальной селекции хоть московского фестиваля, хоть фестивалей первой тройки, имеет немного общего с действительным содержанием программы; игра в рулетку и привходящие обстоятельства. Мне удалось посмотреть почти все фильмы конкурса, что бывает редко, поэтому решил доиграть пластинку личными оценками. Прошу не обращать внимания на средние баллы и ниже, которые объясняются, само собой, придирчивостью и изъяном зрительского вкуса. Словами можно прикрыть что угодно, цифры не обманешь (кроме того, я считаю, что фильмы по горячим следам лучше недооценить, чем наоборот, история потом поправит; в одной группе фильмы представлены в алфавитном порядке). В этом году был устойчиво средний конкурс, ни лучше, ни хуже прошлых лет, который я обычно не критикую, так как представляю себе, насколько непросто собрать фильмы премьерного показа при всех сложностях, сопутствующих фестивалю федерального уровня и отсутствию кинорынка.
«С ПЕНОЙ У РТА» (AR PUTAM UZ LUPAM), 2017, Латвия-Литва-Польша, режиссер Янис Нордис, моя оценка - 3,5 (из 6). Награды: «Диплом жюри российской кинокритики с формулировкой «За соответствие художественного решения актуальным проблемам современности».
«ГНЕВ» (RAIVA), 2018, Португалия-Франция-Бразилия, режиссер Сержиу Трефо, 3 (из 6). Награды: «Приз международного жюри Федерации киноклубов «Колючий взгляд» и диплом Федерации киноклубов России «За лаконичность и графическую изысканность в воплощении социальной драмы» и «Приз еженедельника «Коммерсантъ Weekend»
«СТОЙКОСТЬ» (SABOT), 2018, Узбекистан, режиссер Рашид Маликов, 3 (из 6). Награды: «Приз жюри российской кинокритики» и «Специальное упоминание жюри Федерации киноклубов России с формулировкой «За проникновенное отражение эха далекой войны в реальной судьбе человека».
«ГОД ЛЕОНА» (EL ANNO DEL LEON), 2017, Аргентина, режиссер Мерседес Лаборде, 2,5 (из 6).
«12-Й ЧЕЛОВЕК» (DEN 12. MANN), 2017, Норвегия, режиссер Харальд Цварт, 2,5 (из 6). Награды: «Приз зрительских симпатий».
«ЗАБЛУДШИЕ» (STRAY), 2018, Новая Зеландия, режиссер Дастин Финили, 2,5 (из 6). Награды: «Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение мужской роли».
«ХАЛЕФ» (HALEF), 2018, Турция, режиссер Мурат Дюзгюноглу, 2,5 (из 6).
«ВОСПОМИНАНИЯ О СОЛДАТЕ» (SOLDIER’S MEMENTOS), 2017, Республика Корея, режиссер Ким Чжэ Хан, 2 (из 6).
«НЕАПОЛЬ ПОД ПЕЛЕНОЙ» (NAPOLI VELATA), 2017, Италия, режиссер Ферзaн Озпетек, 2 (из 6). Награды: «Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение женской роли».
«ЦАРЬ-ПТИЦА» (TOYON KYYL), 2018, Россия, режиссер Эдуард Новиков, 2 (из 6). Награды: «Главный приз «Золотой Георгий», «Диплом Федерации киноклубов России по результатам рейтингового голосования».
«ГАСПАР ЕДЕТ НА СВАДЬБУ» (GASPARD VA AU MARIAGE), 2018, Франция-Бельгия, режиссер Антони Кордье, 1,5 (из 6).
«НЮ» (牛 ), 2018, Россия, режиссер Ян Гэ, 1,5 (из 6). Награды: «Специальный приз жюри «Серебряный Георгий», «Приз зрительских симпатий от официального онлайн-кинотеатра фестиваля IVI».
Два конкурсных фильма не смотрел.
«СПИТАК», 2018, Россия-Армения, режиссер: Александр Котт. Награды: «Приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссерскую работу».
«ОФЕЛИЯ» (OPHELIA), 2018, США, режиссер Клер Маккарти.
Два фильма посмотрел менее половины, поэтому без оценок. С казахского фильма пришлось уйти, хотя мне импонирует стремление Ержанова делать артхаусное кино во всей его величественной искусственности, итальянский фильм меня просто раздражал.
«НОЧНОЙ БОГ» (Night God), 2017, Казахстан, режиссер Адильхан Ержанов.
«РИЧАРД СПУСКАЕТСЯ В АД» (RICCARDO VA ALL'INFERNO), 2017, Италия-Франция, режиссер Роберта Торре.