Jun 22, 2017 02:21
Режиссер "Оперы" мне запомнился еще по фильму "Казус Блохера" (2013, 36-ой ММКФ), о швейцарском политике и миллиардере. Сдержанная умная работа, без авторских комментариев и идеологически расставленных акцентов. В "Опере" то же самое - отстраненное наблюдение за работой администраторов и артистов оперной и балетной труппы. Карусель лиц - от 21-летнего оперного певца Михаила Тимошенко, не знающего (пока) французского языка и переживающего восторг от приглашения в Оперу Бастилии, до Стефана Лисснера - гендиректора, демиурга и босса. Брон входит в механику процесса, подкупая рабочими деталями. Как готовят речь патрона или рассадку гостей на торжественном вечере (фильм стартует открытием театрального сезона 2015 года). Как проходят обсуждения за закрытой дверью по вопросам финансирования и выравнивания цен на билеты, улаживания проблем с профсоюзами. Как администрация театра реагирует на угрозу национальных забастовок и откликается словом поддержки коллегам в трудные первые дни после теракта в Батаклане. Утомительные телефонные переговоры с министерством об оптимизации расходов и сокращении штатов, решение кадровых проблем - срочная замена отсутствующих солистов и разруливание конфликта внутри коллектива (размолвка с хореографом Бенжаменом Мильпье).
"Опера" могла быть вполне кандидатом на "Фильм открытия". В ней соблюдена парадная форма подачи материала, действие энергично, но не сентиментально, звучит прекрасная музыка, держится чувство праздника. Но главное - фильм был бы полезен нашим чиновникам и их приближенным, желающим строить культурные учреждения в шеренгу. Полезно видеть не теряющих рационального начала, но уравновешенных и доброжелательных менеджеров, увидеть, что регулирование сверху-вниз с пренебрежением к формату диалога неконструктивно и наносит вред всем. Другого случая тактично достучаться до чиновников не представится. Чиновники в кино не ходят.
Брон,
ММКФ-2017,
Швейцария,
Франция,
2010's