ММКФ-2016 (29). "Сьераневада" (Кристи Пуйю, программа "8 ½ фильмов").

Jul 01, 2016 12:51

Вместе с двумя фильмами 2016 года, отобранных в каннский конкурс, а затем выписанных в Москву - "Тони Эрдманн" и "Аттестат зрелости", - "Сьераневада" образует своеобразный условный триптих, человеческую комедию наших дней. Достаточно редкий опыт, чтобы разные картины, выпущенные на публику практически одномоментно, так дополняли друг друга и складывались в единый спектакль. В отличие от Мунджиу, имеющего всегда зрелищную событийную завязку, Пуйю не ориентируется на фабулу (или размыкает ее в протяженных сценах). "Сьераневада" преимущественно происходит в малогабаритной квартире. На поминки собирается большая семья, с женами, мужьями, детьми. На протяжении трех часов идут разговоры на всевозможные темы - политики, экономики, интернета, образования, государства, религии, 9/11, Шарли Эбдо, мелькают имена Путина, Обамы, Мадлен Олбрайт, Чаушеску (само собой), обсуждают старую власть и новую власть, укоряют женщин-дур и хулят мужчин-кобелей, задаются вечными вопросами - кому доверять можно и кому доверять нельзя. С экрана льется коллективное несознательное. Как в любой семье, кто-то расстроен, кто-то обижен, кому-то смешно, один хамит, другой отвечает, кто-то выпил лишнего, а кому-то не дали спокойно поесть. При внешней пресности драматургических техник (вербатим) Пуйю мастерски управляет мизансценами. Многие сцены происходят одновременно в разных комнатах, которые зритель наблюдает из смежной прихожей, через проемы дверей, нередко слышит голоса за закрытой дверью. Понятно, что весь этот шум жизни требует филигранно расписанной драматургии, без потери напряжения, с учетом четкой организации съемок внутри ограниченного пространства. Можно представить, как крутился оператор, не теряя из фокуса многочисленных присутствующих (кстати, не попадая в зеркала). По всей видимости, Пуйю задался целью показать более натуральную жизнь, чем есть сама жизнь. Отражением реализма на экране является мера доверия к реализму в зрительном зале. Публика смеется и верит происходящему. Динамика сюжета происходит не из событий, а из слов - слухов, суеверий, домыслов, споров, ругани, в широком смысле - из круговорота ошибочной информации, неверно трактованной или недостаточно осмысленной. В этом ключе название несуществующей страны "Сьераневада" соотносится с темой иллюзорности всякого театрального реализма, с самым убедительным художественным алиби. Герои весьма правдоподобно пускаются на поиски истины в тьмутаракань за кудыкиной горой. Взяв методологически новую вершину румынского реалистического кино, Пуйю философски развенчал возможность реализма на экране, создав фактически мыльную оперу.

ММКФ-2016, Пуйю, Румыния

Previous post Next post
Up