ММКФ-2016 (4). Ульрике Оттингер

Jun 21, 2016 20:20

На фестивале пройдет мини-ретроспектива немецкой авангардистки Ульрике Оттингер, по случаю ее участия в жюри фестиваля. Вспоминаю ее фильм "Жанна Д Арк из Монголии", 1989 года - в чем-то блестящая карнавальная несуразица, преисполненная болтовни, радости и пафоса большой дороги - о женщинах, путешествующих из Европы в Азию транссибирским экспрессом. Среди пассажиров - немеркнущая красавица Дельфин Сейриг (без малого это был ее последний фильм), юная, совсем подросток, Инес Састр, которую только начинали приглашать в кино. Есть в фильме советский маршал, который на правах хозяина тайги выступал кавалером дам и бренча медалями во всю грудь исполнял "отец мой пьяница, за рюмкой тянется". Его спутник-адъютант отплясывал чечетку в обнимку с женоподобным толстяком с нарумяненными щеками. Ради последнего персонажа фильм и стоит смотреть - постаревший Петер Керн, который играет толстого опереточного еврея, в жабо и меховом берете, актер неотразимой пластики и в хорошем смысле театральной самоотдачи одним своим видом напоминающий о лучших кабацких образах немецкого кино - от Фассбиндера до, конечно, "Голубки". Пассажиры хлещут водку с икорочкой, травят анекдоты, восхищаются тайгой и Россией. "подмосковные вечера" в джазовой распевке исполняет девичье комбо с говорящим названием "Дер Калинка Систерз". Космополитическое афтепати в жопе мира.
Потом Оттингер привозит женщин в Монголию, пускает пешком по степи, в окружении воинственных красавиц в народных костюмах, и водевиль завершается. С этого места фильм со скрежетом паровоза уходит под откос в этнографическую яму. Фильмы Оттингер непредсказуемы, взбалмошны, возмутительны в своей условности и неуловимы в сюжете. В другой ее работе, которой на фестивале не будет, "12 стульев", остающейся в положенных истории Ильфа-Петрова рамках 1927-28-ого годов используется реквизит и документальные зарисовки из начала нулевых, что создает почти шоковый эффект. Остапу Бендеру в исполнении Георгия Делиева резали горло на одесской барахолке, среди клетчатых челночных сумок, у стендов с палеными видеокассетами, на фоне женских трусов, развешанных на железных дверях гаражей. Безжалостные повороты и маргинальная образность, неуправляемый темперамент фильмов с таким же неуправляемым хронометражем. Авторша гуляет сама по себе, с легкостью заступая за грань не то что вкуса, но, кажется, самой профессии (на рутрекере есть показательный в этом смысле фильм-перфоманс "Фрик Орландо"). Если подводить под знаменатель грубой образности, то Оттингер, в некотором смысле немецкая Кира Муратова - неопознанный творческий объект, абсолютно свободная от стилистических условностей и жанровых приемов художественная натура, которая не боится, что суровый критик (мужчина, конечно) припрет ее в угол общественно значимым железобетонным вопросом: "зачем мы все это смотрим?".

ФРГ, ММКФ-2016

Previous post Next post
Up