"Молодость" (Паоло Соррентино)

Mar 07, 2016 20:01

Фильм вышел на блюрее, в связи с чем появилась возможность показать фильм жене, заодно и сам поглядел повторно. В прошлом году я молчком отсмотрел картину Соррентино на большом экране, не найдя пары добрых слов в ее адрес, в чем, пожалуй, я был не прав. Пусть желание режиссера понравиться лезет из каждого кадра, выпяченная искусственность спровоцировала на противодействие. В конце концов, снимать можно и так - изнутри гламура, из его самой клоаки. При этом запоминающиеся куски фильма проистекают не из визуальных совершенств альпийского ландшафта, недоступной дороговизны декора или околосюрреальных странностей некоторых эпизодов, а из двух сильных моментов, построенных на добротном классическом психологизме. Первый - монолог Рэйчел Вайс, неприглядное болезненное воспоминание дочери об отце, всемирно известном композиторе и дирижере. Второй эпизод (ради этого и написал) - блистательный выход Джейн Фонды в последней трети фильма. Великая и гордая как "золотая эпоха" Голливуда, статная как английская королева и страшная как дом престарелых, она врывается в фильм свежим ветром и приносит с собой в "альпийскую тюрьму" (так называется минималистичная композиция-сооружение из перекрещенных лыж в фойе санатория; метрдотель спешит рассказать об этом залетной посетительнице на ее громкий лобовой вопрос: "Что это за хуйня?") - жизнь, ни много ни мало. Героиня Фонды приносит с собой чувство движения, ощущение жизни во всей ее дискомфортной неожиданности, далекой от стерильно-гламурных инсценировок. Пожилой актрисе некогда нежиться в швейцарских источниках и мучиться покаянными вопросами, медитируя на склоне альпийских гор. Ей надо выплатить долги мужа, оплатить наркореабилитацию сына и купить новый дом в Майами, о котором она мечтает двадцать лет. Ей некогда подыскивать удобные слова для утешения других людей, некогда скучать и некогда лечиться - ей надо работать, пахать на сериалах, пока еще приглашают. Нет смерти для нее. Блестящая метафора, о которую разбивается изобразительная стилистика и избыточный аккуратизм фильма, и некоторая идейность глянцевого журнала. Покой, медитация, релакс - игры для молодых и незанятых, для уже немолодых и опаздывающих - это роскошная трата времени.

Соррентино, Италия, 2010's

Previous post Next post
Up