посмотрел фильм 3 января, как положено, в зале "октября" на единственном тогда сеансе, с пленки. в свое время не нашлось слов для отклика, но сегодня, встретив разом массу прекрасных отзывов в сети (борис берман, генис - загданский, антон долин, валерий кичин, вадим рутковский, диляра тасбулатова), решил порадоваться и приобщиться. мои собственные слова восторга, к сожалению, застряли в прошлом и розданы более ранним фильмам тарантино (что говорит только о моем словарном запасе и ограниченности сенсорного аппарата, конечно, но не о возможностях сабжа). мне лично кажется, что это всё уже было. хотя с напором фаната я продолжаю защищать все его фильмы (сергей кудрявцев, помимо прочего, тарантиновед со стажем, не даст в этом соврать). пусть всё было сказано тысячу раз - про революционность подходов тарантино, органичность его материи кино, божественный дар рассказчика, его миссию "борьбы со временем", первозданную чистоту зрелища и гуманизм кровавых историй, - трехчасовой фильм пролетает незаметно, это по-прежнему так. много лет назад тарантино был провозглашен сумасшедшими киноманами пророком "тотального кино". после таких слов, что еще можно добавить - сам я всякий раз приветствую его "вечное возвращение", хотя и не достигаю новых орбит восхищения. выше звезд только холодный космос совершенства.
была такая присказка про службу в советской армии: "кто не был, тот будет, кто был - не забудет". в некотором роде это относится к тарантино, который продолжает побеждать недругов на своем поле и вербовать в свои поклонники сомневающихся. те зрители, которые не принимали тарантино на втором его фильме, под влиянием магии его кино рухнули на восьмом (остальные падут на девятом и десятом, никуда не денутся). одним словом, гений. сухая констатация факта, которая давно не новость.
хотелось еще отметить один факт. он не от хорошей жизни, но всё же. мне нравится, что кинотеатры в 15-м году искали возможности для привлечения публики, в том числе путем разнообразия репертуара. вся история с показом в "каро" "омерзительной восьмерки", за неделю до проката и с трудностями организации пленочной проекции, о которых писал рутковский, тому подтверждение. что творилось на восьмерке 03-го января надо было видеть. аншлаг в первом зале, включая балкон (такое бывало только на статусных премьерах ммкф), задержка сеанса на 25 минут. на улице минус 19, а люди прибывают и прибывают. другие примеры. на единичные ретро-показы "пионера" билеты надо бронировать за месяц-полтора, хотя эти фильмы знаем наизусть. на "лобстер" я попал только на втором месяце показов. прокат в одном кинотеатре ("любовь" в "пионере", "лобстер" в "формуле кино горизонт") - случившееся настоящее и в общем-то разумное правильное будущее. внутри системы проката можно выживать, но расти придется индивидуально.