ммкф-2015 (34). "рыцарь кубков" ("тропическая эйфория").

Jun 24, 2015 05:04

помню жесткую критику фильма после берлинале, понимаю ее теперь (она имеет право быть, да). но вряд ли я пожелаю разделить эту критику. терренс малик, на мой взгляд, делает по-прежнему искусство, экспериментирует с языком кино. эммануэль любецки творит виртуозные дела - с траекторией движения камеры, ракурсами, фокусным расстоянием, съемок с рук, тележек, кранов; он снимает на земле, в полете, под водой, в кувырке через голову. но это все скучная техника. учитывая философские и педагогические навыки малика, - его исследовательские порывы, - рано или поздно малику должно было захотеться выйти за границы формы. этим путем он шел в двух предпоследних фильмах и с еще более одиозной абстракцией он заявился в "рыцаре кубков". теперь каждому зрителю предлагается стать самому себе "рыцарем", носителем прочтения смыслов (носителем вчитывания, карл). подходы эти не новые, конечно. но я бы смотрел на фильм не под углом суженных возможностей известного нам "старого" малика, а в перспективе расширения границ и попытки повышения проницательности ткани кино. например, его фильм попал в "тропическую эйфорию", а мог попасть в "свободную мысль", как художественное эссе и кинематографическая форма медитации. выстраиваемый им жанр эластичный, а принимая во внимание наличие голливудских звезд и большой бюджет, фильм можно гнуть в любую сторону, загнать в любую секцию любого фестиваля. по части амбиций малик напоминает годфри реджо, пытаясь втиснуть в фильм всю вселенную сразу (и чтобы эту вселенную можно было разглядеть буквально, по кадрам). в трилогии "кацци" изучению подвергалась связь человека и технических аспектов его цивилизации, которая у малика обрела форму заключительного образа, монумента мировой мечты -- о роскошной жизни субъекта, простирающейся в бесконечных удовольствиях и нацеленной на наибольшее продление молодости и красоты; обитание в самых фешенебельных апартаментах, лофтах и особняках, окруженных, по вкусу, буддистскими садами или вековыми аллеями, конюшнями гаражей и бассейнами любой формы, размера и цвета подсветки; жизнь нацелена на быстрый и своевременный доступ к самым красивым девушкам, самым изысканным обществам, к любому виду транспорта, имеющемуся в наличии у человечества, к самым редким ресурсам и раритетным вещам. максимальная индивидуализация личного пространства - хочешь, с выходом к океану, хочешь - в пустыню. целевой образ, создаваемый в "рыцаре кубков" настолько однообразен, что малик почти физически донимает им зрителя (от блядского гламура тошнит к финалу). поневоле задаешься вопросом - это ли предел? это не может быть пределом. но что скрывается за сиянием дольче вита отсюда, с земли, совсем не видно.

ММКФ-2015, Малик, США

Previous post Next post
Up