Шутим все! (о фильме «Самый главный босс»)

Apr 18, 2007 11:53

Никакая это не офисная комедия как объявлено рецензентами. К жизни служащих это кино имеет столь же отдалённое отношение, как и главный герой фильма - актер по профессии - к компьютерным технологиям. Но если так уж нужно определить фильм в цеховую нишу, то, по-моему, это - лента про театр. Про одолевающее лицедея безумие играть на публику, завораживать ее, держать внимание, быть в центре интереса и срывать в финале аплодисменты. Те же самые мотивы и у Ларса фон Трира. Он выучил своего зрителя как «собаку Павлова» выделять слюну при упоминании об очередном проекте, подписанным его именем, и не останавливается на достигнутых результатах, продолжая экспериментировать не столько над киноязыком, сколько над признательностью прирученных подопытных зрителей. Перечислять заслуги режиссёра-физиолога на этом поприще бесполезно - каждый их сам прочувствовал на собственной шкурке.

Фильм можно по-разному вертеть (что правда, то правда). В нем есть и простота разговорной комедии, и визуальные формы былого «Dogm’енного кино», и технические новации с роботом-оператором. Есть вроде бы претензии на шутки всех рангов как положено комедии мольеровского разлива: исконно национальные игры (подтрунивание над вековыми традициями отношений датчан и исландцев), межкультурные отсылки (издевка над легендарной скандинавской драматургией в лице норвежца Ибсена и признательное внимание к русскому режиссёру Тарковскому). Есть узкопрофессиональные колкости (о радикальном театре, в котором ради сценического эффекта, артисты готовы поступиться человеческими принципами). Есть социально-коммунальные перевёртыши про нравы современной конторы, на дверь которой так и просится табличка «палата №6». А за дверью вопреки демагогии теоретиков-экономистов обнаруживается, что бизнесом управлять немудрено - на это способен прохожий с улицы (как и снимать подобный фильм способна машина) - получится не хуже и не лучше среднего результата.

Важнейший стержень - сам Ларс. А точнее - его комплексы (боязнь грохнуться камнем с поднебесной высоты). Хочется поубавить обороты и спрятаться за спиной вымышленного «босса», подставив вместо третьей серии о стране обетованной, которой злопыхатели уже третий год предвещают художественный провал, непритязательную безделицу, разыгранную по-ученически безалаберно. Можно только распустить слюни (Павлова) и помечтать о нереализованном парафразе американской дилогии, из которой мог бы получиться иррациональный, страшный (до отчаяния, до колик) подпочвенный надрыв о Королевстве Godville, в котором все ищут бога и даже если его не находят, то непременно выдумают, хотя бы для того, чтобы свалить на всевышнего («самого главного босса») ответственность за собственные неудачи. Мы же имеем схоластический фильм-анекдот, в котором больше прочего одолевает досада за недомысленные идеи, недоделанные решения, упущенные возможности. Мне говорят - так было задумано, Ларс пошутил, он не рвётся на Олимп. Пошутил, говорите? ОК. Я тоже сейчас пошучу...

Оценка - 3 (из 6). Не рвётся - и не надо. Желающие найдутся.

Просмотр: 17.04.2007, к/т «Пять звёзд на Павелецкой», фильм субтитрирован

фон Трир, 2000's, Дания

Previous post Next post
Up