Jun 25, 2011 05:17
Знаки любви, дружбы, ревности, насилия над собой и близким окружением сцеплены в новом фильме режиссера Сергея Лобана и сценаристки Марины Потаповой самым прямолинейным образом. Чувства, намерения, поступки героев очевидны, как в латиноамериканском сериале, но обиходные культурные схемы обыграны с чувством профессионального достоинства и на волне недюжинного комического азарта. Пошлым будет вновь упоминать, что 3 часа 40 минут неутомимой эксцентриады нельзя высидеть. Можно - если фильм того стоит, пусть Потапова/Лобан не придумывают ничего нового, но подходят к теме репрезентации клише с похвальным задором и неистовой энергетикой, одновременно дурашливо и серьезно, нарочито безалаберно, но и концептуально. Теме взаимного и повсеместного копирования так или иначе посвящены все четыре новеллы фильма. Побег от одиночества выводит героев в игру отношений, толкает их на симуляцию, способствует болезненным стычкам и разрывам (новеллы «Любовь», «Дружба»). В третьем сюжете солирует Петр Мамонов, вновь выступивший мало сказать здорово, но снова прицельно метко, подтрунивая над созданным средствами масс-медиа имиджем праведника и ведуна (новелла «Уважение»). Последняя глава проговаривает открытым текстом, но ничуть не дидактично, что публика на самом деле ищет повод быть обманутой, но она подвержена манипуляции только тогда, если готова сыграть по предложенным правилам (новелла «Сотрудничество»). Если посланию удалось прорваться сквозь шум образованности и нагромождение стереотипов, в этом случае уже не важно, оригинальна форма месседжа, или она скопирована с более удачливых образцов. В конце концов, слабости прощаются тому художнику, который умеет играть на чувствах зрителя. Авторов беспокоит тот ритуальный смысл, с которым сегодня относятся к оригинальности. Фильмом прощупывается граница между первоисточником и клише, проникнув за которую автор обретает право на персональное имя-табличку, право на то, что теперь будут сравнить не его с кем-то, а кого-то с ним. Пусть в композиции фильма создатели беззастенчиво задействуют технологию сюжетостроения, вошедшую в киноисторию благодаря «Криминальному чтиву». Но четыре истории из жизни отдыхающих не только перемешаны во времени и даны внахлест с разных позиций - они отмечены чувством такта и знаком морали, задают настроение и увлекают внутрь сюжета, наконец, просто сделаны профессионально и трудолюбиво. Ставка на аттракцион была не только способом обойти клише на эффекте несоответствия, но и явилась функцией расчета приблизиться к границе собственно кинематографа с большой буквы, который какую бы моду не исповедовал и какую бы аскезу не принимал, всегда будет возвращаться к аттракциону как искрометному балагану. Фильм был бы не закончен в смысловом ключе, если бы он действительно не достигал поставленной задачи - подвергнуть колебанию стереотип о первостепенной значимости произведения-оригинала. Заметим, «Шапито-шоу» до известной степени является копией «Пыли», предыдущего фильма Лобана/Потаповой. Некоторые задумки «Пыли» (Цой как символ, глухонемые, фурор самодеятельности) оказались развернуты в полноценные сюжеты. В «Шапито-шоу» сохранена верность тусовке из известного фильма - от участия П.Мамонова и «Пакавы Ить» до статиста Алексея Подольского, который совсем не научился играть и, кажется, изображает того же самого рохлю, разве что потолстевшего и постаревшего, сменившего одну дурацкую футболку на другую, не менее идиотскую. Между прочим, благодаря его герою, неудовлетворенного собственным обликом и озабоченного поиском маски, «Шапито-шоу» можно трактовать как вольный сиквел «Пыли» (кажется, будто герой Подольского пребывал в спячке внутри параллельной реальности до тех пор, пока его премудрого пескаря вдруг не выловили на наш дикий-дикий пляж). Курортная безалаберность также способствует восприятию общего бардака, честно обозначенного авторами в названии. Однако бардак развивается по правилам драматургии и с учетом требований эпохи постмодернизма, когда каждый эпизод должен читаться многовариантно, с одной стороны, цеплять зрителя, с другой, сохранять дистанцию иронического отстранения. При всем при этом новый фильм несравнимо удачнее «Пыли», что позволяет огласить смысловое достоинство картины «Шапито-шоу», явившейся экранным опровержением извечного стереотипа, что копия обречена пребывать в тени оригинала.
Россия,
Наше кино,
Лобан,
2010's