«Мастер мечей» /1962/, Япония, реж. Харуми Мидзухо

Mar 25, 2010 02:31

По всем признакам это должен быть плохой фильм. В нем многовато комикования и старческого сентиментализма, не хватает изобретательности. В избытке плоские образы. Даже на rutracker.org встретились кислые отклики (а там народ перевозбуждается по поводу каждого японского фильма).

...Старый мастер боевого искусства не может найти применения своим талантам. На дворе - начало ХХ века. Виртуозное владение мечом востребовано только в театре, где старик ставит боевые сцены (оригинальное название фильма - «Татэси Данпэй», т.е. «Данпэй, постановщик боевых сцен»), в то время как театральный режиссер нацелен на драматический спектакль, и балетные бои ему не особенно нужны. Он вдалбливает старику Данпэю, что его боевые эпизоды выполняют декоративную роль и проходят в пьесе лишь косвенно. Старик переживает, что ему не дают развернуться, злится на сложное для него слово «реализм» (к которому взывает режиссер), искренне не понимает, почему этот самый «реализм» должен мешать качественной постановке единоборств. Над стариком потешаются соседи и коллеги, высмеивая его одержимость драками. Данпэй же предан театру и таскается следом за труппой по всей стране в надежде оказаться рядом, когда в его умениях появится необходимость. Во время отсутствия Данпэя дома умирает его жена - а Данпэй не успевает к ней приехать.

Недочеты фильма обусловлены слабой режиссурой, притом, что в фильме заняты хорошие актеры - резиденты студии «Дайэй» - Райдзо Итикава и Гандзиро Накамура (вспоминается их мощный дуэт в картине «Пламя» Кона Итикавы /1958/ по «Золотому храму» Юкио Мисимы). Главную женскую роль исполнила легендарная Кинуё Танака. Ее героиню в фильме зовут Охару - знатокам кинематографа Мидзогути не надо объяснять, что это значит. Вот кстати этому фильму очень не хватало руки такого мастера как Кэндзи Мидзогути, который мог скрестить самурайский фильм с высокой драмой («47 ронинов из клана Гэнроку» /1941/). Великому Куросаве тоже было бы под силу сделать из этого сюжета большое кино, однако Акира Куросава ограничился сценарием, да и то сценарием к версии 12-летней давности («Татэси Данпэй» /1950/, реж. Масахиро Макино).

Несмотря на оправданную критику «Мастера мечей», картина получилась местами трогательная и в целом беззащитная, концептуально напоминающая рязановскую ленту, в которой старики-разбойники упорно не желали уходить с «поля боя». Кроме этого, «Мастер мечей» интересен тем, что проливает свет на извечную загадку - отчего в ориентальных странах так популярен жанр фильмов о восточных единоборствах. Сюжет Хасегавы-Куросавы дает на это ясный ответ. Старик Данпэй оказывается единственным, кто без остатка отдается делу театра - даже находясь при смерти, он будет требовать, чтобы ему дали в руки меч, в надежде сыграть последнюю сцену по закону пресловутого - и самого что ни на есть - «реализма».

Фильм был показан по телеканалу «Культура» в рамках миниретроспективы к 100-летию со дня рождения Акиры Куросавы.

1960's, Япония, Мидзогути, Куросава, Итикава, 1950's

Previous post Next post
Up