Фильм 73-летнего Кона Итикавы, который он снял по сценарию покойной жены Натто Вады, вряд ли произведет впечатление на зрителей, ожидающих броских эффектов и резких поворотов сюжета. Перипетии сказки о трагической судьбе таинственной девушки по имени Цуру (с японского - «Журавль»), полюбившей на свою беду Иванушку-дурачка, очевидны уже с самого начала, однако главное достоинство картины заключается в другом.
Никогда прежде мне не приходилось этого говорить, но «Журавль» - идеальная сказка, чтобы показывать её своим детям. Вероятно, взрослые зрители могут заскучать на ней, хотя во время сеанса никто не покинул киноконцертный зал ЦДХ (кстати сказать, зал был наполнен; перед сеансом я впервые наблюдал очередь в кассу Музея, выходившую на улицу). Пусть картина Итикавы лишена подтекстов и двусмысленностей, она несет тот заряд чистого добра, который сегодня не найти даже в фильмах, ориентированных на детскую аудиторию. В «Журавль» нет и намека на грубость и пошлость, нет того буйства непослушания, которое подсовывают родителям в т.н. "детских" картинах, снятых, скорее, для возрастных инфантилов.
Ребенок знакомится с многообразием окружающего мира, учится отделять доброе от дурного через сказки, которые читают ему родители. Мир фантазии дарит образы, попадающие в подсознание ребенка и формирующие его представления о морали. Поэтому в таком фильме важна взвешенность интонации и очевидность непреходящих истин - о первостепенности любви и милосердия к ближнему, о вреде корыстолюбия и алчности, умении держать данное слово и нести ответственность за свои поступки. Удача фильма Итикавы заключается не только в точных нравственных акцентах, но и предельно ясной, даже "разжеванной" форме, которую будет ошибочно списать на пенсионный возраст Итикавы. Целевой ориентир оправдывает наивную старомодность конструкции. В картине участвуют несколько действующих лиц, которые детально прописаны, так что ребенок в них не запутается. Фильм следует спокойной повествовательной интонации, лишенной агрессии и визуального насилия. В конце фильма все намеки сюжета выстраиваются и проговариваются главной героиней в открытую, что также необходимо для расчета на восприятие детской аудиторией.
Взрослым фильм может предложить очевидную истину, что бедность не является признаком добродетели. Дремучий бедняк Тайдзю, которому посчастливилось взять в жены загадочную красавицу, не способен устоять перед соблазном вырваться из нищеты любыми способами. Герой ленив и по существу мало чем отличается от ненасытного землевладельца, на которого он гнет спину. Подобно феодалу Тайдзю готов эксплуатировать девушку. Он использует ее любовь в качестве оборотного капитала. Интересно, что сцена собрания бедняков в доме господина, связанного с переделом земельных наделов, напоминает корпоративные заседания, на которых генералитет в обмен на бессрочные обещания мифических бонусов и опционов требует от коллектива трудовых жертв. Если учесть, что мировая корпоративная философия строилась в том числе и японцами (даже в большей степени), то понятно, откуда растут ноги у такой приманки, как расширение института партнерства в компаниях или наделение среднего менеджмента акциями предприятия; в фильме Итикавы в обмен на удвоенный урожай феодал обещает продать беднякам в личное пользование участки принадлежащей ему земли. Байка о быстром обогащении до сих пор влияет не неокрепшие умы юных манагеров, свято верящих, что когда-нибудь их эксплуататор сжалится и поднимет их вровень с собой. Однако, чтобы никого не винить, можно сделать и другой вывод - не стоит свободной птице заводить общения с домашней тварью.
Номинаций Японской киноакадемии были удостоены художники-постановщики Сэцу Асакура и Цунэо Симура, а также актеры Такудзо Каватани и Кирин Кики.
А исполнительница главной роли Саюри Ёсинага получила премию. Недавно эту актрису можно было видеть в фильме Ёдзи Ямады «Кабеи». Поразительно, что актрисе, игравшей миловидную девушку, в момент съемок было 42 года, этим фильмом Ёсинага отметила свою 100-ю роль в кино.
Просмотр: 09.10.2009, «Музей кино в ЦДХ», 35-мм проекция с русскими субтитрами, цв., ш/э
Оценка: 4,5 (из 6)
Выходные данные фильма
«Журавль» / つる - 鶴 (Tsuru), на англ.языке - "Crane"
Производство: "Тохо", 1988
Хронометраж: 98 мин.
Режиссер: Кон Итикава
Авторы сценария: Натто Вада, Синъя Хидака, Кон Итикава (по мотивам японской народной сказки "Благодарность журавля")
Продюсер: Хидэаки Фудзии, Хироаки Фудзии, Масакадзу Маруяма
Оператор: Юкио Исохата, Масахиро Кисимото
Художники: Сэцу Асакура, Цунэо Симура
Композитор: Кэнсаку Танигава
Композитор: Ясуси Акутагава
В ролях:
Саюри Ёсинага (Цуру)
Хидэки Нода (Тайдзю, муж Цуру)
Кирин Кики (Юра, мать Тайдзю)
Такудзо Каватани (Умаэмон, сосед Тайдзю)
Бунта Сугавара (богач)
Кёко Кисида (Китиби)
Кодзо исидзака (рассказчик)
Митино Ёкояма (Нами)
Фудзио Цунэта (охотник)