Итикава-6. Письма мертвого человека (о фильме «Полевые огни» /1959/)

Oct 02, 2009 05:38

О многих архивных фильмах можно с грустью сказать, что они устарели и ныне не производят своего первозданного впечатления. В первую очередь отступают фильмы сентиментальные и романтические: позавчерашний «Ключ» /1959/ можно было бы отнести к числу таких фильмов при всех его достоинствах. Значительно дольше сохраняются высказывания жесткие, циничные, злые.

Когда страна способна снять такую ленту как «Полевые огни», значит, эта страна способна излечиться от милитаризма, культа военщины и армейского всеприсутствия. Это может показаться странным, но у нас при богатейших традициях военного кино нет такого фильма как «Полевые огни» - и вероятно, долго еще не будет. Фильмы о войне, даже самые смелые, часто иллюзорны, идеологически ориентированы и детально недожаты. В случае с картиной Итикавы можно сказать прямо противоположное. Он намеренно притягивает к сюжету самое мерзкое, что можно представить о войне; автора даже можно обвинить в мизантропии. И тем не менее у Итикавы получился великий антивоенный фильм.

Действие происходит в феврале 1945 г. на филиппинском острове Лейте, где агонизируют остатки японской императорской армии. Рядового Тамуру, страдающего чахоткой, сержант сплавляет в военно-полевой госпиталь, не в качестве заботы о здоровье солдата, а чтобы снять еще одну единицу с пищевого довольствия: на острове свирепствует голод. В госпитале, переполненном тяжелоранеными, Тамуру, который еще держится на ногах, тоже не принимают. Солдат пристраивается к группе одичавших соотечественников, от которых армия избавилась по различным причинам и которые не знают, что делать дальше: продираться сквозь шквал партизанского огня к некоему иллюзорному сборному пункту, откуда по слухам можно улететь в Японию, сдаться в плен американцам или просто сгинуть в джунглях.

«Полевые огни» - чудовищная и невыносимая одиссея простого солдата, которого медленно покидают силы, равно как и надежда выбраться живым и психически вменяемым из кромешного ада. Фильм мучительно однообразен: герой, то встречаясь, то расставаясь со своими однополчанами, бредет по непроходимым зарослям.

В вопросах войны Кон Итикава не признает смягчающих обстоятельств: там, где жизнь теряет свою цену, появляются нелюди. Армия унижена, разбита, деморализована, подавлена. Тамура - единственный, кто пытается сохранить остатки разума и соблюдать хоть какие-то нормы человеческого общения. Но и его образ обманчив: леденящие душу кадры, когда Тамура ни за что убивает молодую девушку (единственную женщину в фильме) или накалывает на штык собаку, жестоки и красноречивы.

Человек, который прошел войну, такой фильм снять бы не смог. В девятичасовом шедевре ветерана Масаки Кобаяси «Удел человеческий» /1958-1961/, даже несмотря на живописные ужасы войны, плена, концлагеря, сохранялось присутствие духа и вера в ближнего. У Итикавы этого нет. Он говорит о катастрофе, вынося экзистенциальный опыт воевавшего поколения за скобки человеческого удела. Его персонажи - призраки императорской армии, находящиеся под непрестанным огнем, изможденные голодом, обезумевшие от отчаяния. Будучи навеянной апокалиптичными образами, атмосфера фильма вызывает аналогию не столько с реализмом военного кино, сколько с атрибутикой антиутопии. Филиппинский остров - точка на карте мира, достигшая конца света, выжженная земля, лишенная примет цивилизации и населенная новыми особями. Итикава преодолевает последний рубеж человеческой деградации, когда озвучивает тему каннибализма.

Фильм утопает в выгребной яме (грязь, смрад, рвань, мерзость, прах, гниение), что не каждый зритель выдержит. Фильм Итикавы безысходен и невыносим, но пронзителен: именно так надо показывать «лицо войны», избавляя нацию от яда милитаризма. Чтобы тошнило и выворачивало от трупного запаха и скотских экзистенций, чтобы хотелось бежать прочь при одном виде людоедской маски войны.

Просмотр: 01.10.2009, «Музей кино в ЦДХ», 35-мм проекция с англ.субтитрами, ч/б, ш/э, перевод в зале с японского языка (Анна Оралова)
Оценка: 5,5 (из 6)

Выходные данные фильма

«Полевые огни» / 野火 (Nobi), на англ.языке -«Fires On The Plain»
Производство: «Дайэй», 1959
Хронометраж: 104 мин.
Режиссер: Кон Итикава
Авторы сценария: Натто Вада (по роману Сёхэя Ооки)
Продюсер: Хироаки Фудзии, Масаити Нагата
Оператор: Сэцуо Кобаяси, Сэцуо Сибата
Художник: Ацудзи Сибата
Композитор: Ясуси Акутагава

В ролях:
Эйдзи Фунакоси (Тамура)
Осама Такидзава (Ясуда)
Микки Кёртис (Нагамацу)
Мантаро Усио (сержант)
Кю Садзанака (военврач)
Ёсихиро Хамагути (офицер)
Хикару Хоси(солдат)
Масая Цукида (солдат)
Асао Сано (солдат)

Премии

1960 - «Голубая лента» лучшему режиссеру (Кон Итикава) и оператору (Сэцуо Кобаяси)
1960 - премия «Кинема Дзюнпо» за лучший сценарий (Натто Вада) и лучшую роль (Эйдзи Фунакоси)
1961 - «Золотой парус», главный приз МКФ в Локарно
1961 - премия «Майнити Фильм Конкурс»лучшему актеру (Эйдзи Фунакоси)

Кобаяси, война, Япония, Локарно-1961, Итикава, 1950's

Previous post Next post
Up