«Дзифт» / «Zift» (Болгария, 2008, 92 мин.)
Просмотр: 26.06.2008 (пресс-показ на 30-ом ММКФ, программа: «Конкурс»)
Оценка - 3 (из 6)
"Белой вороной" на празднике победившего "социального не-авангардизма" выглядит успех фильма болгарского режиссера Явора Гырдева - "Дзифт" (Zift, 2008). Можно предположить, что картине выполненной на стыке соц-арта и нуара, дали зелёный свет, чтобы разбавить триумф проблемного кино. Как известно, среди фестивальной публики есть немало критиков, презирающих всякое приближение киновысказывания к реальности, и превыше всего ценящих в кинематографе самоценную изобразительную барочность (даже если она граничит с откровенной спекуляцией и лишена художественного смысла). Подобное нельзя сказать о фильме дебютанта Гырдева. Его фильм - редкий образчик восточноевропейского гангстерского кино. Мало, кто ожидал, что Болгария способна представить миру постмодернистский нуар, по визуальной насыщенности сопоставимый с картинами (пусть и нелучшими картинами) Роберта Родригеcа и Гая Ричи. В "Дзифте" умирающий зек, отмотавший 15 лет в болгарской колонии середины прошлого века, в первый же день, оказавшись на свободе, был втянут в свой финальный кровавый беспредел. Основные проблемы ленты очевидны и свойственны периферийному кино, которое пытается угнаться за жанровыми штампами. При изобразительной вычурности (черно-белая пленка, короткий монтаж, чередующийся с протяженными планами, псевдоэкспрессионистские ракурсы) и неожиданном использовании примет советского прошлого (автомобиль "Чайка", песня "Смуглянка-молдованка") картина построена из повторяющихся элементов и ничего нового в жанровом смысле не приносит. Фабулу нельзя назвать динамичной, поскольку сюжет подхлёстывается, скорее, грубостью и фекальными шутками, нежели остроумными поворотами. Тем не менее, нельзя не признать, что режиссер своим хулиганским кино встряхнул благочинное конкурсное гнездо. Гырдев - успешный театральный режиссер, этакий местный Кирилл Серебренников, получил в Москве Приз за лучшую режиссерскую работу. Несмотря на драматургическую слабость всей истории и досадное чувство позерства (концепцию фильма можно обозначить как "изображая нуар") Гырдев собрал слаженную съёмочную команду, которая способна в будущем реализоваться в более состоятельных проектах.