Быков о Серебренникове и Шагаловой

Sep 18, 2008 21:04

Вы как хотите, а я не перестаю им восхищаться.

Выдержка из беседы Дмитрия Быкова с Вячеславом Шмыровым, главным редактором журнала «Кинопроцесс» и организатором фестиваля «Московская премьера».
Привожу тезисно, поскольку много спора, и Шмыров, как оказалось, неудачный радиособеседник, говорит словосочетаниями и постоянно сбивается.
-----
Быков: Вот с этого момента, пожалуйста, подробнее?

Шмыров: Да, я знаю о ваших «нежных» отношениях (с Серебренниковым).

Быков: Да нет у нас никаких отношений, мы не знакомы. Я просто очень не люблю всё, что он делает. Мне почему-то это кажется ужасно фальшивым. Хотя, может быть, он и гений, я не знаю. Ты расскажи о своих ощущениях? (...)

Шмыров: Эта картина абсолютно религиозная, она - о духовном поиске, о том, что сегодня человек может найти в современной России, и где дно этой России. Потому что Россия, конечно, показана очень неприглядно. Сто километров от Москвы, и это…страшные, страшные места. Хотя там замечательная природа и великолепные замечательные люди, чем мы всегда, конечно, будем гордиться. Вот. И в то же время эта картина в русле такого самостоятельного духовного и религиозного поиска. Потому что одной из тех точек, куда героиню - играет её Ксения Раппопорт - приводит духовный поиск, это современная церковь, и современная церковь не становится вот той как бы конечной инстанцией, где она, действительно нашла то, что она ищет.

Быков: Что же становится «конечной инстанцией», скажи, пожалуйста?

Шмыров: А это та вот бездна, в которую погружена Россия.

Быков: Послушай, Слава. У тебя нет ощущения, что Кирилл Серебренников понятия не имеет об этой «бездне»? Он человек, который очень далеко от неё находится. Зачем он про неё снимает? Или Катя Шагалова представляет картину «Однажды в провинции», и видно, что она не жила ни дня в этой провинции (...)

Шмыров: (...) Мне кажется, она очень чувствует эту провинцию. Чернухи там много, но...

Быков: Да не в чернухе дело. Люди другим живут, не тем они живут. Это снимал не тот человек, который там жил, а человек, который смотрел много кино о ней в 90-е годы. (...)

Шмыров: Ну не жила она, но я-то жил. (...)

Быков: Тут же вопрос не в совпадении внешних реалий. Вопрос во внутреннем уколе точности. Да! Вот это я пережил, вот это я видел, вот это я чувствовал! Те, люди, которых я знаю, они не похожи на эти синефантомы, понимаешь, которые населяют сегодня экран. Я в экране всё время и постоянно вижу тени авторских представлений о реальности. Реальности я не вижу нигде. (...)

Шмыров: Меня как раз в этой картине подкупает то, что она про какую-то бесконечную инфернальность. Эти люди будут жить в этих помоях, эти люди будут жить в этом дерьме. Тем не менее, их согревает какая-то глубокая внутренняя человечность. (...)

Быков: Да это всё давно неправда! Где вы видели этих людей, который живут в дерьме, и думают о духе? Нигде! Во-первых, этого не было никогда, это миф, придуманный для компенсации. А во-вторых, если человек думает о духе, кто заставляет его жить в дерьме? Почему он должен свою жизнь обязательно загонять в ту глубокую задницу, в которую загнана жизнь героев «Однажды в провинции»?

(от 13.09.2008)

Быков, Шагалова, Серебренников, Наше

Previous post Next post
Up