для френда gasztold

May 14, 2009 16:45

Автоцитата:

«Важно отметить, что ареал распространения культуры Банцеровщины-Тушемля-Колочина идеально накладывается на территорию распространения днепровско-валдайского антропологического типа, выделенного непререкаемым авторитетом в физической антропологии - Владимиром Бунаком.

Специфическое единство обозначенного выше расового комплекса и сегодня наглядно ощутимо при знакомстве с народной культурой названных регионов.

Судьбоносные изменения происходят в интересующем нас регионе на рубеже первого-второго тысячелетий нашей эры. Это период эпохи викингов в нашей истории - по существу, это и есть начало нашей истории в его привычном смысле - время распространения на наших землях «цивилизации» Средневековья с ее неизменными атрибутами феодализмом, княжеской властью, городами, рыцарским этосом.

Чинником возникновения в днепровско-валдайском регионе государственности стала варяжская «русская» экспансия Великого Восточного пути. Огромная территория, земли коренного проживания балтов, финно-угров и славян попадают в сферу влияния военно-торговых корпораций «Руси» (вероятно, полирасового состава, с преобладанием восточношведского элемента).

Заинтересованные в контроле над прибыльными торговыми путями, русы создали сеть укрепленных городков - колоний, пресловутую Русь-Гардарику. Их политическое объединение в результате узурпации власти одним из конунгов Владимиром привело к политическому объединению Руси и закреплению над ней соответственной единой династической властной традиции, легитимированной к тому же христианской Церковью.

По существу христианство было легитимирующим мифом рыхлой, полирасовой Империи Рюриковичей.

Особого внимания заслуживает специфическое двукультурье Руси -  в то время как основанные руссами города, политические и религиозные центры были вероятно полирасовыми полисами с русской «высокой» аристократической культурой (ее важнейшие элементы: христианство и церковнославянский язык в качестве койне), переферия Руси оставалась тем, чем она была веками - там царили местные языки, местный быт и даже местные традиционные верования.

Однако, именно Русская политическая традиция (и именно ее Полоцко-Кривицкая ветвь) стала первым полюсом формирования государственности в интересующем нас регионе.

Вторым таким полюсом стал регион, за которым закрепляется название «Литва». Литовские земли, находящиеся на переферии торговых путей не представляли существенного интереса для русских дружин, что позволило состояться в этой части валдайско-днепровского региона собственной политической традиции.

Интересны этнографические факты о самоидентификации беларусских крестьян девятнадцатого века в качестве «литвы» по религиозному принципу, аналогично известным схемам «православный - русский», «католик - поляк», отмечены идентификационные эксцессы «язычник - литва».

Создание Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского стало естественным союзом некогда единого расового пространства. Уже в самом названии регнума подчеркивается синтез в этом политическом образовании обеих интересующих нас политических традиций: при власти литовских Кунигасов, придворной культурой становится легитимное на международной арене христианство и «русский» церковнославянский язык. Органично вошедшая в состав государственного формирования Жемайтия сохраняла определенную автономию (в рамках традиций Средневековой Европы), равно как и другие бывшие династические вотчины.

Расовой составляющей княжества была обоснована и его геополитическая ориентация. Вспомним, хотя бы известную формулу великого князя Альгерда о том, что «Литва должна всей Русью владеть».

В то же время память об обособленном пути Кривицко-Полотской «Русской» политической традиции давала о себе знать в политических эксцессах - проектах Великого Княжества Русского, взятого в свое время на знамена князьями Витовтом, Свидригайлой и Михаилом Глинским.»

Вообще я здесь, конечно, ничего нового не открываю. Но под рукой только собственный текст, из которого можно легко нужный кусок выдрать.

Империя, раса

Previous post Next post
Up