«Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать», - Филофей Псковский.
Глухая деревушка вблизи греческих колоний внезапно вышла на мировую сцену и стала первым Римом, создав великую империю, а на закате своей славы - и первую цивилизацию (от слова вилла, куда сбежала римская элита от тягот службы). Перед закатом Рим принял христианство - монотеистическую религию, пришедшую из Египта к иудеям, и разлившуюся по миру. Переход к провинциальному существованию Рима в составе Римской (Ромейской) империи со столицей в Константинополе англосаксами (присвоившими себе право быть его единственными наследниками) был представлен как крушение Римской империи. Вот современники «крушения» бы удивились, но не дожили. Что взял запад от первого Рима? Наверное много хорошего: дороги, бани, римское право. А еще геноцид, разрушения городов, разделение народов на конфедератов и врагов, которых надо уничтожить. Американцы правда после разрушения очередной Нагасаки и Хиросимы землю солью не посыпали, но во Вьетнаме активно использовали дефолианты.
Второй Рим, в противопоставление первому, западом назывался Византией, хотя в цивилизационном отношении он оставался первым Римом. Наследником (политическим, этническим,....) второго Рима стала Османская империя, страна европейская и вместе с тем азиатская и африканская, как и первый Рим.
Третий Рим (Москва) изначально был задуман как столица православия. Римские традиции и православие - вот основа перехода от московского княжества к царству, а потом империи. Итак, Третий Рим с рождения православен, и в силу этого не все плохое он взял от Рима первого. Новгород и Псков подарили Риму идеи вольности и воли (это сильнее свободы, это свобода в действии), в совместном общении сложился современный русский народный язык (у нас сегодня двуязычие: русский народный и литературно-церковный - древнеболгарский), доведенный Пушкиным до небесного совершенства. Империя чингизидов подарила веротерпимость, образцы устройства и совместного проживания в одной стране множества народов с разной культурой.
Наш Рим пережил первую Смуту, доказав на деле, а не на словах право быть русской империи, а не литовско-польской, а до того - и не татарской (битва при Молодях). Пережил и вторую, когда в феврале 1917 г. Русь слиняла за три дня, «И дух суровый византийства От русской церкви отлетал, Когда приневская столица, Забыв величие своё, Как опьяневшая блудница, Не знала, кто берёт ее». Меньше чем за год Россия восстановилась, а в 1922 г. вновь стала большой Россией, политическим Третьим Римом. После игр в обновленчество суровый дух вернулся и в церковь.
Третья Смута 1956 г. должна была похоронить (многие верили и верят в это до сих пор) наш Рим. Православие было решено отправить на свалку, а в качестве ценностей взять идеи англосаксов (догнать их и перегнать) в обертке коммунизма конечно. Чтобы заручиться поддержкой либеральной общественности, было признано, что большевизм и фашизм есть зло, Сталин и Гитлер - исчадия ада, мир, дружба, кукуруза и жвачка. Брежнев тормознул распад, но породил диссиденство - насквозь либерально-фашистское (лучший вид на этот город из кабины бомбардировщика). Либеральная интеллигенция взяла на себя моральное право называть фашистами всех несогласных с ее идеями.
Лет десять назад Третий Рим вернулся политически. Интеллигенция, как водится, искала новую идеологию (точнее, секонд-хенд англосаксонской) и не заметила события всемирного масштаба. Боюсь, никогда и не заметит, в своей душе и мыслях. Так Бог ей судья, а не мы, грешные!