Приезжайте к нам на Колыму - 2

Jun 09, 2015 23:02

Да, я опять про демографию. Надо же тему закончить.

Что поделать? Есть у меня мечта такая несбыточная - чтобы заглавная фраза моего поста перестала проходить по разряду чёрного юмора.
А Магадан воспринимался в России



так, как его побратим Анкоридж - в США.



Да, север, холодно. Но по сути-то обычный американский город: триста тысяч населения, крупный аэропорт, приличный университет. Музеи, библиотеки, ботанический парк, зоопарк, парочка симфонических оркестров плюс оперный театр в придачу. А ещё прекрасное место для летнего туризма.
И ко всему этому суровое, но так романтически звучащее слово: Аляска.

А международный аэропорт Анкориджа имени Теда Стивенса (TSAIA) является третьим по загруженности аэропортом в мире по грузовым перевозкам, уступая лишь Мемфису и Гонконгу.
И пассажиров он регулярно по пять миллионов перевозит.
Для сравнения:
Пассажиропоток самого крупного аэропорта Дальнего Востока - хабаровского составил в прошлом году всего два миллиона.

И по нашим понятиям просто фантастка: в 2013 году Forbes включил Анкоридж в свой список лучших мест для бизнеса и карьеры.

Численность население Анкориджа стабильно растёт, а Магадана падает: со 155-ти в 1991-м до 94-х тысяч в 2014-м.
А на Чукотке так вообще население уменьшилось со 162-х до пятидесяти тысяч - больше чем в три раза.
Почему так?

Нет, понятно, почему. Стране было не до развития - она выживала.
А освоение Северо-Востока страны в советские времена всё-таки было на особом контроле - как-никак земли пограничные с Гондором главным геополитическим соперником.

Хотя говорят ещё о том, что просто рынок всё урегулировал и привёл численность населения к оптимальному уровню - естественному для сложившихся условий.
Согласен: на Чукотке уже десять лет численность на одном и том же уровне - так может, больше пока и не нужно?
А появится Беринговский ТОР - и народ подтянется.

Но вопрос «почему?» остаётся - и не только по отношению к нашим северам, а ко всему Дальнему Востоку - к его южной части, где выживать совсем не нужно, где природа вполне благосклонна к человеку.

Почему Запад США заселился как-то сам собой и развивается даже успешней их старых восточных штатов, а Дальний Восток, принадлежащий России, так и остался диким краем?

Нет, и здесь понятно, что естественный процесс освоения этих территорий прервался Октябрьской революцией, а потом его уже приходилось стимулировать искусственно и даже насильно - избыточного-то демографического давления на западе страны уже не было: Гражданская война, репрессии тридцатых и Великая Отечественная сняли это давление напрочь.

А так как вопрос всё равно нужно как-то решать, пусть и не в таком лобовом сравнении противостояния двух внутриполитических подходов, проблема эта сегодня волнует многих, и если поинтересоваться по теме нашей демографии, то обнаружится, что далеко не я один такой озабоченный.

Вот и на www.eastrussia.ru на днях статья обзорная появилась:
География демографии.

Процитирую:

«В столыпинском духе:
Новой демографической политике России на Дальнем Востоке предстоит сделать то, что ранее не смогла совершить ни царская воля, ни советская власть».

Слова полпреда в ДФО Трутнева:

«Формирование привлекательного образа Дальнего Востока для семей с детьми, молодежи и старшего поколения, для тех, кто делает карьеру, ведет предпринимательскую деятельность, инвестирует в будущее региона».

Слова главы МинВладивостокразвития Александра Галушки:

«Рост промышленного производства, создание новых, современных, хорошо оплачиваемых рабочих мест привлекают людей. Чукотский автономный округ в прошлом году показал самый высокий в стране рост промышленного производства - 134%. На новые рабочие места приехало более 1 тыс. человек».

Если в общем, то, конечно, звучит.

Правда, министр не озвучил другое: несмотря на то, что «…приехало более 1 тыс. человек», в целом население Чукотки никак не увеличилось, так и оставшись на уровне 50-ти тысяч человек.
То есть тысяча и уехала.

Но беспокоятся люди, да.
Потому-то сейчас, значит, у нас и новый нацпроект появится: «Демографическое развитие Дальнего Востока».

Только почему-то никак не получается обнадёжиться. Не верится.
И что интересно, за исключением высших государственных мужей, по-моему, вообще никому не верится.
Даже и не то что не верится, а просто всем понятно, что ничего не получится.

Откуда такой пессимизм тоже понятно, я думаю. Сколько уже было таких нацпроектов, а ситуация изменилась слабо.
Не всё, конечно, было впустую: в тридцатых годах на подъёме СССР построили Комсомольск-на-Амуре, в восьмидесятых на излёте кое-как достроили БАМ.

Но, к сожалению, ни тот ни другой проект ничего радикально не изменили.
Изменит ли ситуацию новый нацпроект?

А изменил ли ситуацию с демографией Владивостока Саммит АТЭС 2012, куда были вбуханы, как пишут, 680 млрд. рублей?

Вот я тут недавно табличку приводил, где как раз демографическая динамика двух крупнейших городов Дальнего Востока в сравнении.
Эти два города не только территориально - они и в этой гонке уже давно рядом:





Но вот что странно: во Владивостоке численность с 2012-го года выросла на 7 тысяч человек, а в Хабаровске - на 21 тысячу.
Причём в Хабаровск никто централизованно вообще ничего не вкладывал - сам как-то рос, дикарём. А в результате население в нём превысило даже рекордный доельцинский год - 1989-й.
Нет, я понимаю - да, 680 миллиардов не напрямую на жителей Владивостока тратили - не на руки выдавали, а через инфраструктуру. Но это ведь как раз тот показатель, который ставил во главу угла ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев, слова которого я ещё раз процитирую:

«Когда готовились к саммиту АТЭС-2012, … сумма затрат… выросла до 680 млрд… Но даже этих сумм нам не хватает. Наши эксперты посчитали соотношение между стоимостью человеческого капитала Владивостока и стоимостью построенной инфраструктуры. И, на мой взгляд, это является одним из самых важных индикаторов, который объясняет, почему люди отсюда уезжают.
…на сегодняшний день доля инфраструктуры составляет всего 2,2% от стоимости человеческого капитала Владивостока. Если взять Москву - это 9%, в Лондоне 25%. Мы посчитали: а сколько нужно еще вложить в инфраструктуру, чтобы достичь хотя бы уровня 8%? Оказалось, что еще 900 млрд руб»

Что ж, спорить со специалистом я права не имею, да и сам с его тезисом согласен на все сто .
Если, конечно, не зацикливаться только на одном слове: «дай!»

Ведь получается, что не только этот фактор - потому что даже если дать Владивостоку фору и сравнить его не с одноклассником Хабаровском, а совсем уж небольшим провинциальным Благовещенском с населением в 224 тысячи человек, который с 2012-го года вырос на 8 тысяч, то картина получается как-то не очень.

Что-то, получается, далеко не всё стыкуется в той прямой денежной зависимости, выведенной специалистом Тихоокеанского института географии.

Что характерно, рядом с Владивостоком есть город-спутник Артём, наперекор всем демографическим тенденциям Дальнего Востока показавший с 1989-го по 2010-й год существенный рост - на 35 тысяч человек. Но и он с тех пор застыл на отметке 103 - 104 тысячи - и никакой саммит ему тоже не помог.

Что ещё более характерно, Приморье в целом за этот же период потеряло 14 тысяч человек, а Хабаровский край - всего 3,8 тысячи.

Приморье:


Хабаровский край:


Это очень интересные и наводящие на размышление факты.
Государство уже вложило 680 млрд, теперь ещё надо 900. Причём, судя по всему, особых сомнений в получении следующей преференции у того же Юрия Авдеева нет, главное здесь для него совсем другое:
«…еще 900 млрд руб. Но вот вопрос: кто будет это все осваивать?»

Что ж, кому-то и жемчуг мелковат.

Но я не об этом.

На вопрос, почему у нас никак не получается освоить Дальний Восток, на мой взгляд, ответ есть - и он, естественно, очень простой:

Потому что все советские комсомольские стройки, а потом и российские глобальные нацпроекты пытались воплощаться в жизнь наперекор: географии, природе, людям. То есть наше придуманное и искусственное противопоставлялось всему саморазвивающемуся и естественному.
А в наше время при построении планов по освоению Дальнего Востока исходили и исходят из субъективных предпочтений, а не из объективных факторов.
Я понимаю: «хочу» всегда приятней, чем «надо».

Построили Комсомольск на пустом месте - исходя по большому счёту лишь из расчёта максимально возможной дальности полета японских самолетов . Хорошо.
Но город так и остался никак не связанным с той землёй, на которой построен - потому и его благополучие (да и само существование) напрямую зависело исключительно от государства - его заказов.
Сейчас он уже укоренился, сам уже расти начинает потихоньку - но как же трудно ему.

Дальше.
БАМ. Очень хорошо.
Но он остался просто дорогой - также никак не связанной с территориями, по которым её проложили.
Да и действительно ведь - дорогой в никуда. Конечные станции: Ванино и Совгавань так и остались по сути тупиками - порты-то развития никакого не получили.

Так у нас развивался Дальний Восток в прошлом.

А теперь, значит, вложили 680 млрд, которые не дали никакой практической отдачи в плане развития.
Построили мост в никуда - не с берега на берег, а в точности по Латыниной - повдоль.

Что ж, давайте вложим ещё 900 млрд. Глядишь, население Владивостока ещё тысяч на десять вырастет.
Нет, и такая малость тоже, конечно, хорошо, если денег совсем уж не жалко, но главный-то вопрос их местного бытия всё равно ведь останется:
«…кто будет это все осваивать?»

Кто это будет осваивать нам? Да...

Правда, у меня есть ответ и на этот вопрос. Опять же простой: Мы.

Я вот думаю, что тому же Хабаровску 900 млрд столичных денег никто не даст, а город несмотря ни на что развиваться всё равно будет. Пусть даже вопреки всем столичным указам.
А на другом берегу Амура всё равно вырастет китайский город.
Просто потому, что этот процесс - естественный, его насильно двигать не надо - лишь бы не мешали.

И Благовещенск будет расти сам - если, конечно, мост в Китай всё-таки будет построен.
И Биробиджан - также, к сожалению, зависящий от собственного моста через Амур.
Будет развиваться и агломерация Ванино-Совгавань - если БАМ всё-таки заработает.
И Комсомольск - он обязательно будет востребован, когда заработает космодром.
Ну а уж наша гордость - новый город Циолковский…
Если сам вице-премьер Рогозин пообещал лично устроить демографический бум

Нет-нет, и Владивосток я тоже не сбрасываю со счетов - там просто надо ещё 900 млрд вложить. И всё.
Ну, или триллион для ровного счёта.
А ещё Газпром с Роснефтью перевести.
Ну, тогда заодно и столицу тоже - иначе никак город не спасти.

Ах, да!
И северных корейцев побольше нагнать - надо же кому-то для них их триллионы осваивать.

Экономика, Дальний Восток, Хабаровск, ТОСЭР, География

Previous post Next post
Up