Бог есть язык?

Dec 11, 2014 23:08

Это не пост - просто я в процессе.
Не знаю, может, и до меня кто-нибудь уже подобную дурацкую гипотезу выдвигал, но мне лично в своей поисковой системе вроде ничего похожего не встречалось.



Сколько в мире религий?
Честно говоря, фиг его знает. Много.

Я выделю основные и самые известные.
Это:
Христианство, ислам, иудаизм, зороастризм, джайнизм, индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм. Ладно, есть ещё езидизм.

Индуизм - классическое язычество.

Синтоизм и даосизм веры тоже языческие - и, скорее, веры даже не в персонифицированных до человекоподобия богов, а в духов - анимированных стихий. Но по сути тоже классический политеизм - как и у наших европейских предков.

Джайнизм и буддизм же, если можно так выразиться, религии вообще безбожные.

А конфуцианство даже и не вера, а китайская предтеча кодекса строителей коммунизма.

Как исключительно монотеистические из всех можно выделить лишь иудаизм, христианство и ислам.

Так вот мне интересно, случайность ли то, что у всех трёх единственных монотеистических религий мира один общий регион происхождения - нигде больше в мире никто до этого не додумался. Максимум персидские зороастрийцы и манихейцы с их дуализмом. Тоже, кстати, практически из тех краёв.

Очень интересно.

А ведь изначально семиты тоже были язычниками и идолопоклонниками - как и все порядочные древние народы.
И как же их угораздило так вляпаться?
Понятно, что дело не в генах - ведь у тех же евреев семитской крови едва пятая часть. Причём, судя по всему, изначально.

Единственное, что у этих трёх религий общего помимо родины, так это языковая группа. То есть и иврит, и арамейский, и арабский являются семитскими языками.

И вот у меня совершенно ненаучная гипотеза на эту тему есть: не связана ли структура семитских языков с монотеистической картиной мира? Именно семитских.

Когда эта мысль посетила мою голову, мне сразу же вспомнилось название книги Бенгта Янгфельта об Иосифе Бродском «Язык есть Бог».

Как-то странно у меня получилось вернуться к этой книге ровно через год .

Правда, почему именно семитские языки несут в себе монотеистическую суть, я пока понятия не имею.

Конечно, заманчиво было бы привязать идею к устройству языка - к грамматике или даже уже - к синтаксису. Но как-то не получается - ведь семито-хамитские и, к примеру, сатемные индоевропейские одинаково являются языками синтетическими. А язычество вообще параллельно в языках любого строя.

Так что не в этом дело. Точнее, не только в этом - хотя, конечно, сложность языка, богатство его словарного запаса и структура семантических связей во многом определяют идеи и образы, порождаемые внутри языка.

Но сложностью всё не объяснишь, да и вообще не стоит искать для объяснения сложных понятий всего лишь одну главнейшую причину. Хотя бы потому, что само понятие «сложность» предполагает сложение чего-либо с чем-либо, а не простое следствие.

Я думаю, есть и как минимум ещё одна причина - которая поважнее будет.

Дело в том, что языки ведь тоже взрослеют - как и люди. Набираются опыта и знаний.
Не сами, конечно. Это примерно как люди - когда обживаются на какой-то территории: строят дома, распахивают землю под урожай, прокладывают дороги.
И дикий ландшафт обретает связность. Картографируется.
А где ещё, как не в землях древней Вавилонии процесс картографирования может иметь такую длинную историю?
Через эти земли прошли все - причём не только предки людей, но и неандертальцев, и денисовцев, и прочих пока нам неизвестных видов Homo.

После падения Вавилонской башни большинство наших предков волнами разошлись во все стороны света, тьмы и сумрака, картографируя уже другие - пока неизведанные и девственные территории, но кто-то остался и здесь - на развалинах бывшего единства.
Те самые носители предка будущих семитских языков.

Правда, хоть и развалины, но былая разметка местности не делась никуда.
Всё точно так же, как случилось после падения Древнего Рима: основные направления семантики указали варварам имперские дороги, основные системообразующие точки понятий и смыслов - имперские города, а римское право определило синтаксис общественных отношений.
И погибшая вроде дряхлая культура ожила вновь, наполненная молодой варварской кровью.

Похожий процесс мог происходить и в павшей мифической Вавилонии - только намного-много раньше.
Язык местности не прервался, а её гений не потерял своего места.

И точно так же, как когда-то одноклеточные объединялись в колонии, а в колониях в процессе совместного существования вырабатывали язык своего внутреннего общения, превращаясь в итоге в единое существо - так могло случиться и с древними семитскими языками, перешедшими в конце концов от многобожия независимых и индивидуальных градообразующих смыслов к осознанию себя как чего-то единого с собственным «Я».

Я - Есть.

А народы носители лишь осознали эти «Я», дав им Имена.

«
Время, которое нетерпимо
К храбрости и невинности
И быстро остывает
К физической красоте,
Боготворит язык и прощает
Всех, кем он жив…»

Оден

Религия, про языки, Философский камень, История, География

Previous post Next post
Up