E la nave va

Jan 08, 2014 23:27



Мне нравится вот эта метафора про Россию - лодку, которую не нужно раскачивать, а то крысу тошнит.
Работает она, в общем-то, работает.

Но не совсем всё понятно мне с ней - слишком уж просто.

Людям Культуры-то легко - у них к каждой метафоре столько ниточек-аллюзий сквозь весь Всемирный Информаторий, что любое слово тысячами смыслов проявляется.
Но я-то - инженер всего лишь. Мне нужно, чтобы с циферками, а лучше ещё и по формуле чтоб. Да графики подай, желательно ещё и в координатах. В общем, так, чтобы метафора вот этими всеми тремя координатами прямо в лоб била - и Иксом, и Игреком, и И кратким.

Вот я как инженер и задумался.

В общем-то, ничего нового в голову не пришло - всего лишь заменил лодочку кораблём.

Нет, смысл тот же, но с таким вот усложнением конструкции физический смысл процесса становится более понятным. Мне так кажется.

Итак:

Россия - корабль. Большой, самый большой в мире - куда там, на фиг, Титанику.

Чем хороша такая метафора? Тем, что графически - просто через картинку много можно понять.



Обращаю ваше внимание - я тактично проиллюстрировал пост схемой лайнера под названием «Олимпик». Не «Титаник». И не «Британник», который в Первую Мировую торпедой потопили. «Олимпик» тихо-мирно списали в 1935-м году.

Ну, понятное дело, что государство не круизный лайнер - всё сложнее. Верхние палубы - да, где-то похоже. Знать, обслуга вокруг. Но, естественно, любое государство как и организм - само себя ещё и кормить должно, поэтому корабль наш общий на нижних палубах одновременно и вполне себе трудяга.

Нет, естественно - впрямую аналогии не работают, но метафорически всё же можно:
здесь и нефть, то есть типа танкер, и лес, и рыба, и прочее - натурпродукт, короче, вырабатывается. Силовая установка - промышленность. И прочее так далее…

В общем, я ещё раз упрощу - через универсальный эквивалент любого производящего общества. То есть - деньги.

Но сначала немного физики. Или геометрии.

Вот представьте себе гружёный корабль - где у него по всем правилам центр тяжести должен находиться?
Правильно - в трюме. Чем ниже, тем лучше.



А какая картина у нас в реальности?

Центр - то есть верхняя палуба под руководством капитанского мостика окучивает основную денежную массу.
Второе - налоги.
Они у нас стекаются вверх и лишь затем распределяются по регионам. Естественно, уже не все - тут и чиновникам кушать надо, и в порядке верхнюю столичную палубу содержать. А на ней всё больше и больше народу толпится. И всё прибывает.
А ещё у нас есть банки. Здесь проблема вообще большая - банкам у нас можно свои филиалы создавать в других регионах, соответственно и налоги на местах не платить. Не как в США, увы - у нас свой путь.
А ещё вертикально интегрированные компании - то есть других уже нет вообще. То есть ещё одни насосы.
Всё.



То есть у нашего корабля центр тяжести становится всё выше и выше.

А корабль плывет.

Но, собственно, я даже не про финансы, а про нас - население. Про «не раскачивайте лодку».

К примеру, народ в Москве бузит - дружно по палубе бегает. Корабль, естественно, кренится.
И что будет, если он всё же перевернётся?

Да что? Спасать будут - кораблей поблизости много. Шлюпки, жилеты спасательные есть - кто что припас, кому что урвать повезёт. Но это - верхние палубы. А трюмные просто не успеют. У них - насколько воздуха хватит.



Я, собственно, к чему?

Вот, говорят, народ у нас апатичный. Ну, можно и так сказать, конечно, но больше всё-таки причина не в этом, а в том, что он себя уже давно от государства отделил - живёт сам себе, а власть - она где-то там, далеко-высоко. Хрен с ней.
А второе - как раз вот это: нутряное понимание, что с ними будет, если корабль кверху килем перевернётся. Сами понимаете, в трюме страшнее.

Вот сильно и не рыпаются.
Но и это ерунда. Хуже другое - что наш корабль всё-таки не в сухом доке, а в море. Плывёт.

Да, можно не рыпаться, сидеть потихоньку - а толку? Это сейчас штиль.  А когда шторм начнётся? С нашим-то центром тяжести?
Так что, если моя метафора верна, то рано или поздно мы всё равно оверкиль сделаем. Капитан у нас такой потому что.



*
Кстати, если эту метафору хорошо покрутить с точки зрения приложения сил, то можно ещё очень много интересных картинок нарисовать - к примеру, зная расположение центра тяжести, рассчитать, сколько людей нужно, чтобы определённый градус крена был - причём, что любопытно, для трюма и верхней палубы совершенно разные значения выйдут. Ну, это, правда, ещё с семнадцатого года известно.
И, кстати ещё раз, становится понятным определённый антагонизм верхней палубы и трюма - в плане право-лево. Верх - вправо, низ тут же - влево отклоняется. Всего лишь геометрия.



Или, к примеру, ещё есть такое любопытное понятие, как дифферент. Но это уже другая тема.

А  вот снова кстати, что всё это не только нашего государства касается.
Чем больший процент капитала концентрируется в руках постояльцев апартаментов «люкс», тем хуже устойчивость всего корабля в целом.

Правда, у нас дело усугубляется ещё и тем, что капитан сотоварищи даже и не на верхней палубе обитается, а куда-то на трубу аж забрался - берег обетованный высматривает. А у них там у всех карманы-то не пустые - тяжёлые они.



Так что, боюсь, чуть качка и…

Пора, блин, Песню про буревестника уже запрещать. А то каркает.

Я вот тоже, было дело, РОССИИ - РОДИНЕ И ПАРОХОДУ в любви объяснялся два года назад.


про жизнь..., геополитика, Россия

Previous post Next post
Up