В заочном споре Нила Стивенсона и Владимира Набокова (
http://avva.livejournal.com/2698405.html) при всей сложности выбора мой клинок однозначно будет защищать редуты фантаста - я всё-таки мужчина, а букашечьи изящные повороты как-то больше по феминной гендерности проходят.
Поэтому из трёх книг на одну тему:
Виктора Пелевина
БэтманАполло,
Владимира Сорокина
Теллурия,
и
Дмитрия Глуховского
Будущее,
я за явным преимуществом признаю первенство Дмитрия.
Не настаиваю, конечно - кому-то ведь и энтомологией нужно заниматься. Тоже дело нужное.
ПО сути, тот же половой диморфизм инь-ян - только в искусстве он по другому проявляется.
А теперь о книге.
Хотел, конечно, написать в формате рецензии, но не моё это. Да мне, честно говоря, ни сюжет, ни стиль в этой книге оказались и не важны.
Хотя - да, есть мощность, напряжение, сила тока и сопротивление проводника - так что действие не зависает и электричество ощущается. Это примерно так, когда примеряешь на себя электрический стул - и воображение приятно щекочет нервы. Правда, пишут - чернухи мол, много. Бросьте, ребята - может, вы просто не всё в жизни видели? Лично для меня, хоть и тоже не эмпат, перебора не было - всё лыко в строку оказалось. Да и стиль, на мой ненабоковский, вполне неплох.
Но главное в книге как раз идея. Не потому, что открытием оказалась. Наоборот - я как раз этой книги ждал очень давно. Нет, не этой конкретно - я-то по привычке поглядывал на кого-то из янки или бриттов.
Просто я ждал, когда наконец найдётся кто-нибудь владеющий даром художественного слова, который бы озвучил заодно и мои собственные мысли.
И вот - дождался.
И как раз с моим старым прогнозом стыкуется - про
Боливар как новый золотой стандарт.
А теперь - поехали.
Скажите, что является самым главным мерилом богатства человека?
Золото? Бред. Аурум - он и есть аурум.
Душа? А ну-ка выньте-покажите мне её! То-то…
Нет, всё это фигня.
В общем, я отвечу сам: Главная ценность - это сама жизнь. А главное мерило - срок оставшейся жизни. И если ты молод и впереди у тебя ещё лет …сят, то любой Путин-Ротшильд-Рокфеллер был бы счастлив за эти твои …сят всё своё чахлое злато отдать.
Когда мы говорим о возрасте, дело не только в количестве прожитых лет - нет, мы ещё держим на периферии сознания и то, сколько их осталось до конца.
Страх смерти един для всех. Смерть - великий нивелир, уравнивающий нас - гения и злодея, богача и нищего. И богаче здесь только тот, у кого больше лет в запасе.
Но, как бы мы ни были богаты, все мы равны перед смертью.
Основной инстинкт, определяющий всё в нашей Вселенной, это желание жить. Жить, несмотря ни на что, любой ценой, но быть. Быть всегда.
Это и есть основной инстинкт, главный двигатель эволюции.
И оттого именно это наше желание, по сути, и есть ныне главный дискурс (извините) прогресса.
Для примера покажу граф развития современной мировой науки, построенный известной монреальской компанией
Science-Metrix:
Как видите, самым большим кластером является в наше время медицинский.
Да, мы ещё не осознали этот факт, мы ещё по привычке думаем, что главным спонсором НТП является военный сектор, но нет - времена изменились. Главным двигателем прогресса стала уже не смерть, а жизнь. Как так получилось? Наш общий, пусть и неосознанный позыв тому причиной, или чья-то конкретная воля? Чьи-то конкретные деньги? А может, таково всего лишь направление эволюции, никак не зависящее от наших желаний, и даже наоборот - определяющее их? Я думаю, всё вместе сыграло роль. И как бы ни было, такой расклад однозначно оптимистичней, чем предыдущий.
Нет, конечно, всё будет не так, как описал автор. Не одноразовое и гениальное изобретение - увы. Процесс будет медленным, но зато неотвратимым - по чуть-чуть, понемногу, но каждое поколение будет жить всё дольше и дольше. Просто: повышение качества медицинского обслуживания, всё уменьшающийся список неизлечимых болезней, всякие разные наноботы - внутри нас, а теломеры - внутри генов. Революции не будет - идёт поступательный и неотвратимый процесс.
К счастью. Да - к счастью, что ни мы, ни следующее поколение не будем жить вечно. Потому что иначе утопия, описанная в книге, стала бы явью.
Так что эта страшная явь пока откладывается и выбор, перед которым встал главный герой, предстоит не нам.
Хотя… Почему страшная-то?
Чем плох мир без войн? Естественно, без войн - а кто воевать-то будет? В развитых государствах уже сейчас торжествует принцип, что жизнь человека - священна. А когда она ещё и станет вечной…
С этим понятно - гуманизм постепенно торжествует на планете, по крайней мере, на территории наиболее развитой её части. Хотя, честно говоря, дело даже не в глупом гуманизме, а в простом рациональном самосохранении, то есть - трусости. Жить хочется всем - а бессмертным в особенности. Рисковать не будет никто.
В общем, такой вот рациональный гуманизм.
Немного разный, конечно.
Правда, у России путь, естественно, свой - от бессмертия у нас по книге вообще отказались. Только вожди почему-то совсем не стареют. Ну, это не новость - у нас и сейчас всё очень похоже.
О нас - всё, хватит, как я понимаю, к развитым мы и не относимся.
А в развитых дело обстоит так:
Там, где сейчас США, бессмертие монетизировали. Оно там доступно всем - вот только деньги на него нужно заработать. Большие - очень большие деньги. Или просто купить - если умеешь делать деньги, не зарабатывая их.
В Европе же коммунизм почти по Шухарту: бессмертие всем - даром, а главное - что почти никто и не обижен.
Вот о Европе как раз в книге и речь.
Всё вроде бы и хорошо, но есть одна проблема - нерезиновая она. Я не помню точно, сколько там по книге миллиардов европейцев - вроде пятьдесят миллиардов. Цифра предельная.
То есть дети и есть главная беда будущего. Именно с этой заразой и борется самое гуманное и цивилизованное человеческое сообщество. И за рождение ребёнка полагается лишение бессмертия одного из родителей - чтобы место освободить. Ускоренное старение: десять лет - и нет тебя. Всё по честному - за рождение смерть.
По книге так.
И вот… - нет, вы знаете, я всё же убеждаюсь в некой высшей разумности нашей природы - какому-то эволюционному её провидению. Как насчёт вот этих наших чайлд-фри - нынешние люмпены, считающиеся сейчас кем-то вроде девиантов? Мне, честно говоря, кажется, что они и есть первые ростки того нашего светлого будущего. Да и унисексуальность, в моду входящая, гомо- и би-…
Всё это люди будущего. Первые ростки их будущего в нашем настоящем.
Так что, подозреваю, бессмертным не понадобится никакой полиции нравов - конкурентов за место под солнцем и так плодить никто не захочет. Добровольно.
Жалко только, в космос никто не полетит. Ну а как иначе? Кто же рискнёт собственной вечностью?
Это когда ты смертен и знаешь, что рано или поздно наступит конец, то можно поставить всё на кон и рискнуть - шансы есть, ставка измерима, а потому и может быть приемлема. Но когда у тебя впереди вечность… Ценность её бесконечна и что бы нам ни посулили в дар, и ни поставили в числитель, деление на знаменатель вечности даст лишь однозначный ноль.
Какой тут космос? Дураков нет.
Вот потому мир будущего и статичен - слишком дорого ценится жизнь. Гомеостаз. А в общем-то, если по сути - тот самый рай. Никто никого не убивает, даже домашних животных - их просто нет. Искусственное мясо выгодней.
Но всё это частности, антураж.
Теперь про основное.
Художник Роб Гонсалес
Что странно…
Я читал отзывы на роман, анонсы, рецензии, но все они прошли мимо главной идеи книги. Как-то не заметили, что ли?
Да не просто про бессмертие там, а про выбор, где главный вопрос стоит так: что выберет человечество - бессмертное тело или бессмертную душу?
Я вот всё думал, почему в наше время церковь терпит поражение за поражением и сдаёт одну позицию за другой? Нет, причин много, но все они в свою очередь следствие чего-то более общего. И вот здесь моя благодарность автору - подсказал.
Я не буду вспоминать отдельные эпизоды - их много. И в храме - публичном доме, и с проституткой в роли Девы Марии, и со священником - гомосексуалистом. Их много - и все в точку. И именно вот так, когда последними адептами веры становятся самые гонимые ей сейчас. «И последние станут первыми» - да, всё так и будет. Спасибо, Матфей, записал.
Самые грешные телом первыми и задумаются о душе.
Да, вот именно об этом и речь.
Главный конфликт книги - это борьба инстинктов тела и стремлений души.
И главный вопрос: а зачем человеку жить вечно?
Простому - самому обычному?
Вечно жрать-пить-спать?
Увы…
Нет, ладно, то - быдло, но ты-то? Молодой да креативный? Сколько амбиций нереализованных в голове, проектов сколько - а времени нет. Вот же он - шанс объять необъятное?
Есть, да. Увы только в том, что это тело может быть молодым вечно, а с разумом всё сложнее. Природа его не биологическая, а информационная. Социальная. И чем больше он накапливает опыт, тем меньше способен учиться. Разум ведь не просто сумма знаний, а некий информационный процесс, формально схожий с химическим - исходные компоненты, перебурлив, перебродив и прореагировав до конца, на выходе формируют конечный продукт.
Такой вот философский камень - наш разум. Да, на выходе может получиться и золото, но объём его всегда конечен, хоть как себя меряй - фунтами ли, килограммами или даже талантами.
И, к сожалению, для всего в этом мире есть свой период полураспада. Кончатся когда-нибудь все проекты, иссякнут идеи и останется только пустота.
Ладно. Хрен с ними, креативными. Но вот я сам - умный из себя такой и весь расклад понимающий? Какой выбор сделаю я?
Что ж, я ведь мужчина, а это обязывает. И поэтому, конечно, понимая весь расклад, я просто обязан рано или поздно подвести черту, сделать последний выбор.
Уверен - я так и сделаю. Придёт время - и обязательно. Не сейчас, естественно, когда-нибудь потом. Совсем потом - когда-нибудь в будущем.
Да. Есть только одно дурацкое свойство всякого субъективного времени - будущее не наступает никогда. Мы всегда живем в настоящем. И завтра у нас не бывает. Так что, если ты умираешь, то это совсем не завтра - смерть для тебя наступит сейчас.
А вот сейчас мне умирать совсем не хочется… И никогда не захочется…
Да, мы все выберем жизнь - биологическую. И никогда от неё не откажемся.
И мы все умрём - рано или поздно. Но лишь душой, а это намного проще.
И будет Рай на Земле. И будем мы - вечно молодые мертвецы. Без будущего. Без души.
Не правда ли: какое смешное слово - душа?
А ну-ка выньте-покажите мне её! То-то…
Действительно, душа - это ведь что-то по епархии Бога, а рука истинного либерала, когда он слышит это слово, тянется… Ну, вы знаете, к чему.
Да, ростки их будущего уже прорастают в нас - настоящих.
**** ****
Я не вправе никого осуждать. Я сам такой.
Мы все равны и жизнь каждого из нас - всего лишь та самая
Зелёная миля. И каждый шаг по ней неизбежно ведёт к одному, общему для всех финалу.
Но жизнь любого живого существа - священна. Только она и имеет ценность в этом мире. Я говорю даже не о собственной - просто я знаю, как терять тех, кто тебе дорог. Бесценен. Терять навсегда.
Да, я чувствую - так и должно быть. Всевселенский гуманистический вектор эволюции. Наш святой долг - хранить и беречь жизнь во всех её проявлениях. Никто не должен умирать.
Но я понимаю и то, что это направление движения неизбежно заведёт нас в тупик.
А какой путь ведёт за горизонт? Я не знаю.
Я знаю только одно - хэппи-энда не будет. Потому что обязательно будет - начало.
Вот так и закончу - как Глуховский свой роман.
НАЧАЛО
**** ****
Пролог
Нет, автор не рассказал ничего нового - история, старая как мир.
Архетип затасканный. И мы же давно знаем, что под Луной не ново ничего? А наш прошлый вселенский библиотекарь ещё нам и подкузьмил слегка, разложив всё по полочкам.
Да - историй в мире всего четыре. Увы.
Нет, есть, конечно, и пятая - как большой палец на руке, как раз благодаря которому мы, обезьяны и очеловечиваемся полегоньку. История эта - наша собственная жизнь. И у каждого она - своя.
Про что она?
Да про выбор. Главный выбор каждого - между телом и душой. Хотя по сути всего лишь между Богом и Дьяволом. Жаль, никто заранее не скажет, кто из них с какой стороны. Они, честно говоря, и сами не знают. Только мы и вправе решить.
Вот как раз про это и книга.
Так что...,
историй в мире всего пять. Но зато их - бесконечность.
Бесконечность, которую мы держим в кулаке этих пяти пальцев наших историй.
P. S.
Что ж, про бессмертное тело я написал (точнее, мы с Глуховским:), осталось написать про бессмертную душу. Я ж наврал, что не знаю про путь. Ладно…, знать-то - не знаю, но направление мне внутренний компас всё равно даёт однозначное.
P.P. S.
Я бы на месте правоверных трансгуманистов на всякий случай проклял автора. Он так страшно показал всю изнанку их религии.
Хотя…, зачем? Всё равно его никто не услышит.
Потому что пульс крови в наших ушах звучит намного громче - и в его ритме слышно только одно: жить, жить, жить…