Протестантская этика, оксюморон

Aug 08, 2011 15:08

В школе история была если не самым любимым, но достаточно увлекательным предметом, так что про борьбу гёзов против идейно и технологически отсталых испанских угнетателей я как бы знал. Вообще буржуазные революции были на слуху у советских школьников и студентов. Книжки опять же, "Тиль Уленшпигель" и др. То что Бельгия и Голландия были нехилыми колониальными державами тоже было отдельно известно. Но как-то только сейчас вдруг соединилось несоединимое:
Первый этап конфликта основывался на борьбе Нидерландов за независимость. Однако в центре уже последующего этапа было официальное объявление де факто независимых Соединенных провинций. Этот этап совпал с подъемом Голландской республики как мощной силы и становлением Нидерландской колониальной империи.
Ага, совпал. Случайно. Аналогично Бельгия, только-только выпросив независимость от свободолюбивых голландцев, тут же случайно отпилила от Африки, "центральной ее части", огроменный кусок. И да, свободно трудясь, разбогатела.

До того у меня эта "освободительная борьба" и колонии размещались в разных извилинах и я как-то автоматом полагал, что они освободились, потом разбогатели трудом праведным нескольких поколений и потом двинули на завоевание колоний. Эрозия принципов - обычное дело. И даже когда разъяснили, что первоначальное накопление произошло благодаря потокам колониальных товаров из испанских колоний в Америках, то убеждение не очень поколебалось. А тут увидел, что это ровно те же самые борцы за свободу не захотели быть маленькой уютной страной (о преимуществах чего нам найстойчиво сейчас вещают), а моментально закабаляют тех кто послабже. Неустанно болтая языками специальных товарищей о добродетельности свободного труда. То есть это не этика (аксиомы этик определяют симметрию намерений и деяний индивидов относительно друг друга), совсем наоборот - инструмент обжуливания, а само словосочетние аналогично "живому трупу" etc.

Сим постом ставлю на "протестантской этике" большой хер:
Previous post Next post
Up