Много на редкость ярких страниц вписано в историю скромного поселка под названием Солянка, что в Светлоярском районе Волгоградской области. Когда-то здесь располагалась усадьба калмыцких князей знаменитого рода Тундутовых, имевших особо доверительные отношения с российским императорским домом. В сорок втором через эти края рвалась к Сталинграду 4-я танковая армия фон Готта, о чем напоминают воинские захоронения, расположенные на окраине поселка.
А в наши дни недалеко от них было возведено священное сооружение буддистов - ступа, объект их поклонения и почитания. Величественный, красочно оформленный объект, которому едва ли можно было бы найти аналоги как в христианстве, так и в мусульманской вере.
Точнее, ступа здесь существовала и в былые времена, в ту пору, когда эти степные земли были владением князей Тундутовых. Но в первые годы советской власти, сопровождавшиеся всплеском богоборчества, она была разрушена до основания. Храня память о ней, последователи буддийской веры взрастили на прежнем ее месте дерево. Укоренилось среди них поверье: у того, кто привяжет ленточку к его ветвям, исполнится его заветное желание. Поэтому стоит оно теперь, в любое время года сплошь увешанное яркими, пестрыми лентами…
В придачу к этой красоте с утра в субботу возле ступы появилась большая калмыцкая юрта. Священное сооружение буддистов было окружено со всех сторон разноцветными флажками с высказываниями и изображениями Будды. Здесь также были установлены три флага - российский, калмыцкий и тибетский.
А едва над горизонтом взошло солнце, к ступе начал стекаться народ. Чуть ли не с каждой минутой его становилось все больше. Было много гостей из соседней Калмыкии, прибывших сюда в национальных одеждах. Все эти люди жаждали увидеть главного оракула Тибета, о прибытии которого с краткой поездкой в Солянку было извещено накануне. Многие из них делали подношения ступе, клали на нее монетки, всяческие угощения и полевые цветы.
Приехала из Волгограда и одна из самых преданных сторонниц буддизма в нашей области, восьмидесятилетняя Нина Уланова, глава фонда имени выдающегося просветителя калмыцкого народа Номто Очирова. По ее приглашению и должен быть приехать в Светлоярский район ненадолго тибетский провидец. Нина Санджариковна привезла с собой на встречу с ним свою самую главную ценность - навершие родового знамени князей Тундутовых, которое сохранил в свое время от уничтожения ее отец. До революции семнадцатого года он был правой рукой Данзана Тундутова, последнего в роду именитых калмыцких князей.
Виновник торжества, оракул из Тибета, прибыл в Солянку почти незаметно. Приехал в обычной машине, без кортежа, без всякой охраны, в сопровождении, разве что нескольких безоружных буддийских монахов, одетых так же пестро, как и он. Каждому из встретивших его оракул, по древней буддийской традиции, надевал на шею легкий белый шарф под названием «хадак» - символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия в буддизме.
Оракул из Тибета оказался невысоким, смуглым, темноглазым и улыбчивым мужчиной. Когда б ни экзотическая пестрая одежда, его вполне возможно было бы принять за трудового мигранта, скажем, из Узбекистана. Простой в общении, без всякой роскоши, без гонора, он вовсе не производил впечатления величия¸ тем паче - благолепия. Но короля, как водится, играет свита, а оракула - тем более. И видя то, с каким почтением и обожанием относятся буддисты из Калмыкии и Волгоградской области к этому человеку, невозможно было усомниться: да, это - он, Туптен Нгодуп, главный государственный оракул Тибета. Человек, обладающий возможностями ясновидения и занимающий важную должность в руководстве этой горной страны, с которым во всех сложных случаях советуется сам духовный лидер буддистов планеты далай-лама XIV.
Оракулом этот всемирно знаменитый монах из Тибета стал в1987 году, вскоре после посвящения его в шаманы. Он является членом кабинета министров Тибета, участвует в принятии государственных решений. Хотя родители его были обычными тибетскими крестьянами. С детства Туптен Нгодуп мечтал стать буддийским монахом, часто говорил об этом отцу, и осенью 1969 года его приняли в буддийский монастырь Гадонга, где он провел около года.
- Перед тем как войти в транс, - рассказывает этот человек в своих воспоминаниях, - я чувствую и вижу, что происходит вокруг. Но постепенно мои ощущения растворяются, и я впадаю в некое подобие сновидческого состояния, божество полностью захватывает мое сознание. На выходе из этого состояния я не помню, что со мной происходило и что я говорил. Это как если бы вы увидели сон, но утром никак не могли вспомнить, что же вам снилось.
Каждый год, во время празднования тибетского Нового года, в буддийском монастыре Нечунг, ставшем в Индии приютом для тибетского правительства в изгнании, происходит такой ритуал. Под звуки труб, тарелок, барабанов, под пение молитв и мантр оракул, облаченный в специальные одежды, впадает в транс и предсказывает тибетскому правительству главные события, ожидающие его в этом году, а также отвечает на вопросы далай-ламы. Тибетцы верят, что в этот момент устами содрогающегося в конвульсиях монаха говорит главное их божество - знаменитый защитник Тибета Дордже Дракден, а потому без консультации с ним не принимают никаких важных решений.
- В буддизме есть три важных понятия - тело, речь и ум Будды, - сказал собравшимся оракул через переводчика. - И этот субурган, хранилище реликвий, символизирует собою просветленный разум Будды.
Ступа приносит людям очень много пользы. Когда вы приходите к ней, когда вы молитесь возле нее, когда вы совершаете ее обходы, вы зарабатываете для себя благие заслуги. Есть много историй, рассказывающих о том, какие последствия бывают после того, как человек обратится к ступе, помолится возле нее. Даже животное, если оно неосознанно совершает обход вокруг субургана, в будущем достигнет драгоценного человеческого рождения.
Мы с вами будем сейчас проводить обряд для устранения препятствий к улучшению нашего благосостояния, для достижения нашего благополучия. Затем вам будет раздаваться освященная вода, а также пилюли, которые благословил далай-лама XIV. На моем столе находится много различных буддийских реликвий, которыми я буду давать вам благословение, прикладывая их вам к голове.
Сейчас мы будем читать молитву. Это займет минут сорок. Чтобы вы не замерзли, те из вас, кто сидят на земле, во время ритуала могут встать, обойти вокруг ступы и снова сесть на свое место.
Затем последовало чтение буддийских молитв и мантр, сопровождавшееся регулярно звоном колокольчика. Знаменитый оракул на волгоградской земле вошел в раж - вместо обещанных сорока минут читал молитвы много больше часа.
После этого Туптен Нгодуп провел обряд освящения земли, на которой находится ступа в Солянке. Он также дал свое благословение каждому, пожелавшему этого. Помощники его, буддийские монахи, раздавали в это время всем желающим обещанные им пилюли и воду с целебными свойствами.
Главный оракул Тибета - важная государственная должность для этой страны. Поэтому ему не положено делать предсказания для частных лиц - он отвечает только на вопросы далай-ламы, касающиеся государственных проблем этой горной страны и буддийского вероучения в целом. Но под занавес своего пребывания на земле нашей области провидец из Тибета все же сказал несколько фраз для читателей нашей газеты.
- Не только в Калмыкии, но и в других регионах вашей страны сейчас идут перемены к лучшему, - отметил оракул. - В российских школах, например, теперь будут преподаваться основы мировых религий, в том числе - буддизма. В этом - большая заслуга нынешнего руководства России. И очень важно сохранить людям в России мир, спокойствие и доброту по отношению друг к другу.
Я буду молиться за жителей России, чтобы на этой земле царили мир и спокойствие. И чтобы люди были счастливы. Я буду молиться также и за то, чтобы еще встретиться с вами. Я обязательно еще приеду к вам!
Из досье «ВП».
Буддийская ступа - культовое сооружение. Представляет собой символ просветленного сознания Буды. Ступа является источником духовной энергии, целью которой служит принесение гармонии и мира всем живым существам. Те, кто почитает ступу, совершают обходы, поклоны, подношения, воспринимают ее позитивное воздействие как источника исцеления, гармонии, счастья и благополучия.